После обращений общественных активистов Генеральная прокуратура Украины возобновила уголовное производство в отношении судьи Печерского райсуда Ирины Литвиновой, принявшей заведомо неправосудное решение в деле о похищении средств вкладчиков "Родовид банка".
Об этом говорится в ответе Генпрокуратуры на обращение профильного комитета ВР и активиста "Автомайдана" Ярослава Гончара, передают Украинские новости.
Судья Литвинова осенью 2014 года приняла решение обязать прокуратуру закрыть следствие в отношении подозреваемой в похищении средств банка Галины Шепелевой без передачи дела в суд первой инстанции. Апелляционный суд признал это решение "принятым судьей незаконно и с превышением полномочий", а ГПУ открыла в отношении Литвиновой уголовное производство за вынесение неправосудного решения. Но само производство без обоснования причин было прекращено накануне новогодних праздников.
По сообщению генеральной прокуратуры, сейчас действия Литвиновой расследуются наряду с действиями Александра Шепелева, которого могут уже в ближайшие дни возвратить в Украину. В отношении самой Галины Шепелевой расследование по-прежнему не ведется из-за "плохого состояния здоровья" подозреваемой.
Українським Новинам" удалось получить копию постановления о возобновлении уголовного расследования от 24 марта 2015 года. "Постановление о закрытии уголовного производства принята преждевременно, без всеобъемлющего изучения всех обстоятельств уголовного правонарушения", — говорится в тексте постановления за подписью заместителя Генерального прокурора.
Как сообщали "Українські Новини", 29 декабря ГПУ закрыла уголовное производство в отношении судьи Печерского райсуда Ирины Литвиновой по подозрению в принятии заведомо неправосудного решения. А уже 9 дней спустя другая судья Печерского райсуда Кристина Гладун, фактически просто переписав решение коллеги Литвиновой, повторно распорядилась закрыть дело в отношении Галины Шепелевой на стадии следствия. Это решение впоследствии было также отменено Апелляционным судом с формулировкой "заведомо неправосудное" непосредственно в резолютивной части документа.
Согласно постановлению Генеральной прокуратуры, копией которой располагают "Українські Новини", уголовное производство в отношении Литвиновой за принятие решения, отмененного Киевским апелляционным судом как неправосудное, закрыто 29 декабря 2014 года, поскольку следователь не обнаружил признаков уголовных правонарушений, предусмотренных ст. 375 ч.1 (вынесение заведомо неправосудного судебного решения) и ст. 364 ч.2 (злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия) УК Украины.
Судя по 8-страничному документу за подписью старшего следователя по особо важным делам Главного следственного управления ГПУ А.Барабаша, следователям удалось допросить инициаторов возбуждения дела из "Родовид Банка" и "Автомайдана", а также коллегу из первого отдела Андрея Попова, непосредственно ведущего дело Шепелевой. Сама судья Литвинова сославшись на конституционное право вообще отказалась давать следствию какие-либо показания. И хотя свидетели указывали на очевидную неправосудность решения, что подтверждало и постановление Киевского апелляционного суда, следователь пришел к парадоксальным выводам.
По его мнению, злоупотребление властью подразумевает получение определенной неправомерной выгоды. А никакой выгоды лично для Литвиновой в принятом ею решении следователь не усмотрел. При этом и нанесенный ей вред никак не вписывался в определение "в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан". А если нет очевидной корысти и очевидного вреда — значит нет и преступления, заключил следователь. В чем и расписался, резюмировав отсутствие в действиях судьи Литвиновой "состава указанных уголовных правонарушений".
А в ответ на запрос агентства, в ГПУ заявили, что неправосудное решение судьи, которым предписывается закрыть дело до суда и снять арест с имущества (в том числе — коммерческого) подозреваемой в разворовывании госсредств в особо крупном размере, не наносит какого-либо ущерба. "Не добыты данные о причинении существенного вреда либо тяжелых последствий интересам отдельных граждан либо государства", — говорится в пояснении прокуратуры.
Общественные активисты связывали такие неожиданные резолюции с действиями заместителя Генпрокурора Анатолия Даниленко, который, по их утверждениям, принимал непосредственное участие в закрытии уголовных дел против Шепелевых.
В данный момент относительно Шепелевой проходит расследование по статье 191 (часть 5) Уголовного кодекса Украины. Ей вменяется в соучастии с мужем — экс-депутатом Александром Шепелевым выведение средств вкладчиков "Родовид Банка" в сумме более 300 миллионов гривен на личные счета, а также присвоение средств от фиктивного ремонта офисного здания в центре Киева. Деньги были выведены из банка в 2009-2010 годах, когда в банк была заведена временная администрация, действовавшая под руководством Шепелева. При этом, в то время, когда вкладчики добивались возврата денег, суммы уходили на фиктивный ремонт офиса Галины Шепелевой в центре столицы.
Супруги Шепелевы были задержаны в Венгрии и экстрадированы в Украину. Александр Шепелев был заключен под стражу, а Галина Шепелева «ушла на больничный» под домашним арестом.
В 2014 году Шепелев сбежал из-под стражи и скрылся, после чего был уволен глава Госпенитенциарной службы. Затем Шепелев был задержан в России. 21 марта Одинцовский суд Московской области принял решение взять Шепелева под экстрадиционный арест и вернуть его в Украину.