Главный режиссер Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко рассказал, как за 200 лет изменилась опера

 Современный оперный спектакль — это синтез многих искусств — музыки, сольного и хорового вокала, пластики, костюма, балета, сценографии и многих других.

О процессе постановки оперы 200 лет назад и сегодня во время онлайн-чата в ГолосUA рассказал народный артист Украины, главный режиссер Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т. Шевченко Анатолий Соловьяненко.

«Опера – самое синтетическое искусство из всех существующих. Она включает в себя музыку, сольный и хоровой вокал, пластику, искусство сценографии и создания костюма, постановки и исполнения хореографических эпизодов, художественного освещения, дирижерского прочтения… в целом это более 20 видов смежных искусств, которые и составляют современную оперу», — сказал он.

По словам А.Соловьяненко, первые оперные постановки были представлены миру более 200 лет назад.

«Оперное искусство — такое же, как жизнь, динамичное, и постоянно находится в состоянии развития. Изначально, оперное исполнительство было, в первую очередь, проявлением вокального мастерства. Декорации и актерская игра были второстепенны. Так было 200 лет назад», — сказал он. 

«В то время в опере была функция «сценариус» — помошник дирижера. Он говорил артистам, когда выйти на сцену, когда уйти, как им стать, чтобы лучше видеть дирижера. Функции «сценариуса» был упрощенными, пряио скажем, довольно примитивными. Структура старинных опер тоже очень особенна — она "номерная". В этих произведениях, у каждого из основных действующих лиц обязательно есть первая "выходная" ария — она писалась максимально сложно для испонителя. Артист должен был выйти и показать в этой арии все технические возможности и диапазон своего голоса. Само же дествие оперы развивалось в речитативах, а внутренние переживания героев раскрывались в ариях и ансамблях», — уточнил А.Соловьяненко. 

Главный режиссер Национальной оперы Украины отметил, что серьезное влияние на изменение структуры оперных произведений в 19 веке оказали композиторы Джузеппе Верди (в поздних операх) и Джакомо Пуччини. 

«Верди, Пуччини начали писать монолитные оперные произведения, показывая целостные эпизоды жизни персонажей. Это спровоцировало появление новой профессии – оперного режиссера», — сказал он. 

По словам А.Соловьяненко, в современном оперном мире от исполнителей вокальных партий оперы требуется не только безупречное владение голосом, для передачи для преодоления технических сложностей, написанных композитором, но и  актерское мастерство для передачи эмоций героев. 

«Отходит в прошлое то время, когда оперному певцу было достаточно просто хорошо петь — сегодня он должен быть еще и артистом — владеть искусством, пластики, сценического движения, фехтования, сценического перевоплощения. Он должен не только спеть материал, но и исполнить роль, передав все эмоциональные оттенки», — подчеркнул главный режиссер Национального академического оперного театра оперы и балета Украины имени Т.Шевченко.

Напомним, что в 2015 году в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Т. Шевченко, в рамках проекта «Українські оперні зірки у світі» зазвучали голоса «звезд» мировой оперы – Людмилы Монастырской, Михаила Дидыка, Ольги Микитенко, Александра Цымбалюка, Евгения Орлова, Андрея Бондаренко.

Читайте также по теме