Ко второму чтению в Верховной Раде проект госбюджета-2018, принятый парламентом Украины 14 ноября в первом чтении, будет содержать те же тенденции, возлагающие много обязательств на местные бюджеты и ограничивающие их доходы. Это будет способствовать продолжению развала коммунальной и социальной сфер.
О таком прогнозе корреспонденту ГолосUA сообщил экономист Всеволод Степанюк.
«Практика показывает, что проект госбюджета после внесения правок очень сильно меняется перед вторым чтением, особенно в ночь принятия. Все нынешние партии в Верховной Раде отражают интересы олигархов – как отечественных, так и зарубежных. Естественно, что будут пытаться повлиять на бюджет, на траты бюджета и так далее», — сказал он.
В.Степанюк уточнил, что прежде опробованные на практике подходы с переносом обязательств на местные бюджеты в новом госбюджете останутся, но эти нормы следует считать несправедливыми.
«Доходы местных бюджетов растут, но есть спорные моменты. У нас все-таки по Конституции унитарное государство, которое должно обеспечивать определенные вещи – здравоохранение, образование. Нынешняя власть пытается сбросить содержание школ, детсадов, поликлиник на плечи местных властей, и, естественно, что средств, которые поступают от местных налогов, явно недостаточно», — считает он.
Но также перекладывание дополнительных обязательств на местные бюджеты противоречит нормам Конституции, говорит эксперт.
«Да, в регионах физически в номинальном выражении эти средства, конечно же, растут, но расходы в связи с тем, что на места переложили обязательства центра, гораздо выше. Фактически на места переложили только те доходы от налогов, которые являются второстепенными – налог на землю, налог на недвижимость, налог с зарплаты. А налоги, такие как НДС, налог на доход предприятий – остается в центре. Получается, что обязанностей на места передали больше, чем выделили денег. Именно поэтому идет развал и коммунальной сферы, и социальной –полномочия возложили на местные органы власти, а средств в достаточном количестве им не дали. Опять же без изменения Конституции подобные решения незаконны. По Конституции у нас центральная власть отвечает за социальную сферу, за коммунальную сферу, за безопасность граждан…А на деле — нигилизм, откровенное закрывание глаз на нарушения Конституции», — пояснил В.Степанюк.
По его словам, он выступает за децентрализацию власти, «но она должна была проводиться в рамках закона».
Напомним, 14 ноября 2017 года Верховная Рада Украины приняла проект госбюджета-2018 в первом чтении. Кабмин подал в Раду проект госбюджета 15 сентября. Основой для расчета показателей был избран сценарий макроэкономического прогноза, который предусматривает рост реального ВВП на 3%, увеличение номинального ВВП до 3247,7 млрд грн, инфляция (декабрь к декабрю предыдущего года) — 7%.
Правительство предлагает повысить с 1 января минимальную заработную плату на 16% — с 3200 до 3723 грн. Также ранее сообщалось, что в проекте госбюджета Украины на 2018 год предусмотрена передача ВУЗов I и II степени аккредитации для финансирования местными властями. Их список оформлен отдельным приложением и насчитывает более 400 Высших учебных заведений. Эксперты опасаются, что не каждый город потянет их финансирование. Также у экспертов есть ряд других вопросов к проекту госбюджета на 2018 год.