В последние дни ноября на киевской пресс-конференции, посвященной Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, были подняты актуальные вопросы, связанные с европейской практикой в данной сфере и украинскими реалиями, а также возможными путями разрешения проблемы.
Главными экспертами пресс-конференции стали: Елена Коновалова — председатель Профсоюза работников Проктер энд Гембл в Украине, адвокат, правозащитница, Елена Михальченко — ведущий юрист общественной организации «Трудовые инициативы», эксперт Реанимационного Пакета Реформ и Коалиции «За равенство на рынке труда» и Марфа Скорык – руководитель БО «Киевский институт гендерных исследований», глава гендерного комитета Общественного совета при Министерстве социальной политики и труда Украины.
Во вступительной речи Елена Коновалова отметила, что ещё в 1999-м году решением Генассамблеи ООН 25 ноября стал необычным днем в календаре, получив статус Международного дня борьбы за ликвидацию насилия против женщин. В 2001-м году Украина присоединилась к ежегодной международной акции «16 дней без насилия». Акция началасмь 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия против женщин, и заканчилась 10 декабря, в Международный день защиты прав человека. Таким образом, подчеркивается символическая связь между судьбами и правами между правовыми актами, обеспечивающими права человека, и судьбами реальных людей, женщин, каждодневно страдающих от насилия во всех его проявлениях.
Обсуждение актуальности проблемы и необходимости минимизации уровня непрямого насилия на рабочем месте началось с того, что Елена Коновалова развеяла миф относительно узкого понимания термина “насилие”. “Мне бы очень хотелось, чтобы в Украине женщины перестали воспринимать насилие только как что-то, что оставляет синяки и следы на теле”, — отметила Елена. По ее мнению, насилие в отношении женщин проявляется и непрямыми методами – психологическим насилием, моральными издевательствами, созданием невыносимых условий труда, якобы «законными» увольнениями и снижениями заработной платы, сексистскими шутками и смешками в спину. Глава комитета Общественного совета при Министерстве социальной политики и труда Украины, эксперт Марфа Скорык подняла один из основных вопросов пресс-конференции — вопрос правового регулирования в данной сфере. Она напомнила о существовании базового Закона о равенстве мужчин и женщин 2005 года [Закон України «Про забезпечення рівних прав та можливостей жінок і чоловіків» від 30.05.2014, №2866-15]. Он очень четко говорит о таком виде насилия, как домогательство на рабочем месте. Однако в самой структуре противодействия насилию законодательство имеет очень много пробелов. И не потому, что данное явление — исключение, не требующее особого внимания, а потому, что оно настолько распространено как часть повседневной жизни, что воспринимается как фон нашей жизнедеятельности.
На сегодня в Украине существует статистика гендерно обусловленного насилия в отношении женщин, которую ведет Министерство внутренних дел Украины. К сожалению, не существует статистических или других данных о гендерно обусловленном насилии на рабочем месте. По словам Елены Коноваловой, проблема здесь – и в отсутствии достаточного уровня внимания к вопросам непрямого насилия на рабочем месте со стороны власти, так и в ненулевой толерантности к насилию со стороны женщин, отсутствии «права на право» — до суда доходит одна из сотни женщин, которые подверглись непрямому насилию, до решения суда — одна из нескольких сотен, до решения говорить об этом публично, защищать свои права — одна из тысячи.
Марфа Скорык отметила, что в Украине существует довольно разветвленная система государственных органов, имеющих целью противодействовать насилию в отношении женщин, реагировать на такие случаи. За 9 месяцев 2017 года в Украине зарегистрировано от 1,5 и до 2,5 тысяч случаев гендерно обусловленного насилия в каждой из областей (это среднее количество на каждую область). Тем не менее, украинское законодательство пока позволяет фиксировать только один вид гендерного обусловленного насилия — это насилие в семье. Другие случаи насилия не фиксируются, соответствующие понятия также отсутствуют и в законодательстве. Именно поэтому их невозможно операционализировать, довести до уровня правоприменительной практики. Однако следует отметить, что из этих 2,5 тысяч обращений на каждую область, около 80% и больше – это обращения именно от женщин, пострадавших от насилия.
Ведущий юрист общественной организации “Трудовые инициативы” Елена Михальченко подняла вопрос о трудовом законодательстве, где на протяжении трех лет рассматривается проект Трудового Кодекса, поданный в 2014 году. Кроме того, что он был разработан без широкого общественного обсуждения, и главное, без привлечения социальных партнеров, следует признать, что в процессе обсуждения он меняется не в лучшую сторону, включая в себя дискриминационные положения, которые углубят негативную практику в отношении женщин и их трудовых прав. Проект содержит целый ряд неоднозначных положений, которые потенциально могут стать основаниями для якобы законных увольнений женщин.
“Если проект нового Трудового кодекса не будет пересмотрен, это крайне негативно отразится на стабильной занятости, особенно касательно женщин, поскольку они более уязвимы на рынке труда”, — отметила Елена Михальченко.
Говорили эксперты и о способах, которые позволяют женщинам защититься от насилия, в том числе непрямого насилия на рабочем месте. Говоря о возможных механизмах такой защиты, Марфа Скорык подчеркнула, что в Министерстве социальной политики и труда Украины успешно функционирует Экспертный совет по вопросам предотвращения и противодействия дискриминации [Експертна рада з питань запобігання та протидії дискримінації]. Этот орган имеет достаточные полномочия для противодействия, имеет впечатляющие позитивные результаты своей работы. К большому сожалению, общественность не слишком хорошо информировано о его деятельности.
Елена Коновалова также добавила: “Экспертный совет при Министерстве социальной политики – это грандиозный шаг вперед, это реальная альтернатива, которая защищает заявителя от недостатков судебной процедуры. Судебный путь защиты может быть эффективен, однако в реалиях современной Украины у него имеется целый ряд принципиальных недостатков, которые делают его практически невозможным в реальной жизни: а) суд — это дорого, б) суд — это долго, в) исполнение судебного решения чрезвычайно затруднено. Юристы знают, что даже положительное судебное решение не означает реальной возможности его исполнения и претворения в жизнь”.
В завершении дискуссии Елена Михальченко высказала мнение о наличии острой необходимости просветительской работы с женщинами Украины, поскольку на сегодняшний день существует значительная динамика в создании органов, которые борются с дискриминацией и насилием, о работе которых мало кто знает. Также Елена выразила свое мнение касательно правовых механизмов защиты женщин на рабочем месте путем объединения в профсоюзы и заключение коллективных договоров. Данные статистики говорят, что в Украине примерно 18 млн. экономически активного населения, и половину этого населения составляют женщины, а это означает, что именно женскими руками во многом создаются движущие силы экономики Украины.
Поддержав мнение коллеги, Елена Коновалова объявила о начале подготовки Профсоюзом работников Проктер энд Гембл в Украине широкой информационной и образовательной кампании о возможностях правовой защиты женщинам, пострадавшим от непрямого насилия на рабочем месте. Эта кампания будет включать в себя подготовку правовой методички об организациях, оказывающих реальную помощь пострадавшим от непрямого насилия на рабочем месте, методах защиты, формах необходимых документов, и работу с Международной Организацией Труда с тем, чтобы сделать доступным на украинском языке Гид для работников по методам защиты от непрямого насилия.