Нынешняя Генпрокуратура Украины (ГПУ) значительно изменилась с приходом Юрия Луценко, но она не может эффективно функционировать, пока остаются без реформ правоохранительные органы, в частности, СБУ, которая до сих пор является носителем советским методик, неадекватных данному времени, и суды. Поэтому для того, чтобы показать реальные результаты в борьбе с коррупцией, нужно оздоровить всю систему, а не отдельные её органы.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
«Дело в том, что прокуратура – это единственная правоохранительная структура, которая не является, как это было ранее органом предварительного запугивания. До прихода (генпрокурора Юрия) Луценко она избавилась от функции надзора. Затем из её рук исчез карательный меч. При Луценко прокуратура полностью ушла в следствие. Те полномочия, которые открывали огромные возможности, давали огромную властью и возможность получение коррупционной ренты, при нем исчезли», — сообщает эксперт.
По словам эксперта, к концу 2017 году на завершено реформирование правоохранительной и судебной систем. В частности, СБУ должна была быть демилитаризирована ещё в 1998 году по требованию Евросовета. Но этого сделано не было. А. Золотарев отмечает, что «СБУ в том виде, в котором она находится сейчас, является носителем худших традиций НКВД-КГБ. Только в национальной упаковке».
«У нас не реформированы суды. То, что выдается за реформу, реформой не является. В этих условиях, какая бы европейская модель прокуратуры у нас не внедрялась, это ничего не даст. Можно бесконечно отправлять дела в суд. Но в условиях нынешней системы отношений коррупционеры защищены политически, административным ресурсом и властью денег», — отметил специалист.
Политолог указал, что реформированный орган госвласти никогда не сможет эффективно работать, если вся система, в которой он действует, не изменил подходы к выполнению задач.
«За вычетом казусов последних двух недель, к полутора годам своей работы Луценко пришел с неплохим активом. Но Генпрокуратура не может работать вне взаимосвязи с другими правовыми институтами и судебной системой. А с этим дела обстоят из рук вон плохо. Поэтому, борьба с коррупцией в Украине напоминает рыбалку на телеканале «Дискавери»: поймали, показали, отпустили», — констатировал политолог.
Напомним, в декабре 2017 года в эфире телеканала ICTV генеральный прокурор Юрий Луценко заявил о том, что результаты по борьбе с коррупцией в этом году являются беспрецедентными в сравнении с прошлыми годами: «За этот год мы задержали вместе с нашими коллегами из МВД и СБУ 9 тысяч 167 коррупционеров-взяточников с поличным. 2855 направили в суды с обвинительными актами. 1534 из них — получили обвинительный приговор». Также он отметил, что из всех задержанных только 100 получили реальный тюремный срок.