08:52 11/07/2017

Гужва: Меня просили не публиковать «пленки Онищенко»

Руководитель издания "Страна" Игоря Гужва, которого подозревают в вымогательстве, рассказал свое видение сложившейся вокруг него ситуации. К примеру, он утверждает, что его, как главреда электронного издания, просили не публиковать «пленки Онищенко»

Об этом Гужва рассказал в интервью  изданию Корреспондент.

«Дело  не столько в некомпетентности или непрофессионализме. А скорее в том, что перед теми, кто меня взял, грубо и жестко стояла задача сфабриковать против меня уголовное дело. К слову, это не в первый раз. Сначала были дела по неуплате налогов, потом им это показалось мало, попытались мне пришить сепаратизм, допросив десятки бывших и нынешних сотрудников журнала "Вести. Репортер"  и газеты "Вести", которые  я в свое время возглавлял. Но тоже безуспешно. Тогда кто-то наверху, стукнул кулаком по столу — мол, вы что, совсем ничего не умеете? И они придумали вот такую классическую подставу с вымогательством, когда подсылается человек, предлагающий деньги – и если бы я их взял, меня бы взяли с поличным. 16 мая у меня состоялся тот разговор, который продемонстрировал в урезанном виде генеральный прокурор Юрий Луценко. Антон Филипковский (второй фигурант видео с участием Гужвы – ред.) предлагал за деньги снять материал. Но я отказался. На следующий день, 17 мая ко мне еще раз обратился Антон с этим же предложением – за 20 000 долларов снять материал про нардепа Линько. Причем он говорил, что уже вечером я могу приехать за деньгами. Настойчиво уговаривал. Я снова отказался. Через пару дней я узнал от своих источников, что именно 17 мая вечером меня планировали задержать, если бы я взял деньги. Но я отказался и операция сорвалась. Более того, когда на меня слова вышел Антон, я ему категорически запретил ко мне по таким поводам обращаться. Естественно, после этого даже теоретически нельзя было представить, чтоб я согласился взять деньги от Линько за снятие материала. Ведь я точно понимал, что это провокация», — заявил И.Гужва.

По словам главреда, в середине мая, силовики, которые готовили против него эту "спецоперацию" еще с марта, оказались в тупике.

«Поэтому, видимо, им вновь поступил приказ любым способом меня "запаковать". И они просто подкинули мне деньги и задержали. Все это было сделано так грубо не потому, что они так хотели, а потому, что им в жесткой форме было приказано покончить как со "Страной", так и со мной.Радикальная партия, так как это все фабриковалось на довольно высоком уровне, сыграла роль наживки. Депутату Дмитрию Линько, который сам может стать фигурантом уголовных дел, где он проходит вместе с Игорем Мосийчуком и Андреем Лозовым, скорее всего, сказали, что надо сделать определенные вещи по мне. По Линько видно, что он сам особо не в курсе материалов сфабрикованного против меня дела. Он сначала говорит о том, что он не такой дурак, чтобы давать деньги за снятие какой-то там публикации. И что, наоборот, у него вымогали деньги за не публикацию. А потом прокуратура публикует видео из ресторана, на котором говорится о том,  что деньги даются именно за снятие материала. Линько фактически был исполнителем, которому приказали написать заявление против меня. Еще в апреле на меня выходили через наших общих знакомых представители близкого окружения Петра Порошенко,  ноги растут откуда-то с Банковой. Либо это был Порошенко, либо его ближний круг. Или это были представители силовых структур, пытавшиеся перед ним [Порошенко – ред.] выслужиться. В любом случае, без согласия президента этой провокации не было бы», — уверен И.Гужва.

По словам подозореваемого, ему пытались предлагать разные варианты договоренностей.

« Все они крутились вокруг  того, чтобы мы не публиковали "пленок Онищенко" и не затрагивали другие темы, которые не нравятся Президенту. Когда я ответил отказом, то меня предупредили о неприятностях. Мол, мне дали шанс их избежать, а поскольку я не воспользовался этим шансом, то должен быть готов ко всему.  После этого началась реализация плана по моей дискредитации. Финалом должно было стать мое задержание 17 мая, которое в итоге не состоялось из-за того, что я отказался брать деньги», — сказал И.Гужва.

Также он добавил, что если во времена Виктора Януковича международные правозащитные организации воспринимали все, что делала власть в штыки и у них действовала презумпция виновности и малейшие проблемы у журналистов вызывали очень жесткую реакцию, то после Майдана начала действовать презумпция невиновности.

«Считается, что со свободой слова у нас все в порядке. Поэтому и реагируют не сразу. Сейчас как раз мы ведем диалог с ними, присылаем свои аргументы, которые они рассматривают. После этого они будут, видимо, принимать решение.  Впрочем, если вспомнить, редко когда международные организации после Майдана вступались за тех или иных журналистов. Если это и было, то очень осторожно.Сейчас намного сложнее доносить информацию о нарушении прав человека в Украине, чем это было до Майдана», — подчеркнул И.Гужва.

Как сообщалось, вечером 22 июня в редакцию интернет-издания "Страна.ua" пришли с обыском.  Гужва связал обыски в редакции издания с критическими публикациями в адрес депутата Верховной Рады Дмитрия Линько (Радикальная партия). По его словам, уголовное дело против издания сфальсифицировано. Позже Гужва был задержан и доставлен в столичный главк полиции. 24 июня Шевченковский районный суд Киева избрал меру пресечения для Гужвы в виде содержания под стражей с возможностью внести 544 тыс. грн залога. Залог был внесен.

Читайте также по теме