ГолосUA
12:45 04/01/2024

Хакеры из системы «Киевстара» похитили данные абонентов — СБУ

Российские хакеры проникли в систему «Киевстар» по крайней мере в мае прошлого года и могли похитить данные абонентов до масштабной атаки 12 декабря.

Об этом сказал Илья Витюк, начальник управления кибербезопасности СБУ, сообщает  Reuters.

Витюк раскрыл эксклюзивные подробности взлома, который, по его словам, вызвал «катастрофические» разрушения и был направлен на то, чтобы нанести психологический удар и собрать разведданные.

«Эта атака — большое послание, большое предупреждение не только для Украины, но и для всего западного мира, чтобы они поняли, что на самом деле никто не является защищенным», — сказал он. Он отметил, что «Киевстар» — богатая частная компания, которая много инвестирует в кибербезопасность.

По его словам, в результате атаки было уничтожено «почти все», включая тысячи виртуальных серверов и ПК. Он назвал ее вероятно первым примером разрушительной кибератаки, которая «полностью разрушила ядро оператора связи».

В ходе расследования СБУ установила, что хакеры, вероятно, пытались проникнуть в «Киевстар» в марте или ранее, сказал он.

«На данный момент мы можем с уверенностью сказать, что они находились в системе как минимум с мая 2023 года, — сказал он. — Я не могу сейчас сказать, с какого времени у них был полный доступ: наверное, как минимум с ноября».

По оценкам СБУ, хакеры могли украсть личную информацию, определить местонахождение телефонов, перехватить SMS-сообщения и, возможно, украсть аккаунты Telegram с тем уровнем доступа, который они получили, сказал он.

Представитель «Киевстара» сообщил, что компания тесно сотрудничает с СБУ в расследовании атаки и примет все необходимые меры для устранения будущих рисков, добавив: «Никаких фактов утечки персональных и абонентских данных не выявлено».

Витюк заявил, что СБУ помогла «Киевстару» за считанные дни восстановить свои системы и отразить новые кибератаки.

«После серьезного сбоя был предпринят ряд новых попыток, направленных на то, чтобы нанести больший ущерб оператору», — сказал он.

«Киевстар» является крупнейшим из трех основных операторов связи Украины, и около 1,1 миллиона украинцев живут в небольших городах и селах, где нет других провайдеров, сказал Витюк.

Из-за атаки люди бросились покупать другие SIM-карты, создавая большие очереди. Банкоматы, использующие SIM-карты «Киевстар» для доступа в Интернет, перестали работать, а сирена воздушной тревоги, используемая во время ракетных атак и атак беспилотников, в некоторых регионах не работала должным образом, сказал он.

Он сказал, что атака не оказала большого влияния на украинскую армию, которая не полагалась на операторов связи и использовала, по его словам, «различные алгоритмы и протоколы».

«Если говорить об обнаружении дронов, об обнаружении ракет, то, к счастью, нет, эта ситуация нас сильно не затронула», — сказал он.

Расследовать атаку сложнее из-за уничтожения инфраструктуры «Киевстара». Витюк сказал, что он «почти уверен», что это было осуществлено Sandworm, подразделением российской военной разведки, занимающимся кибервойнами, которое связано с кибератаками на Украину и в других местах.

Год назад Sandworm проник в украинского оператора связи, но был обнаружен Киевом, поскольку СБУ сама находилась в российских системах, сказал Витюк, отказавшись назвать компанию. О более раннем взломе ранее не сообщалось.

По словам Витюка, такая модель поведения позволяет предположить, что операторы связи могут оставаться мишенью для российских хакеров. По его словам, в прошлом году СБУ предотвратила более 4500 крупных кибератак на украинские правительственные органы и критически важную инфраструктуру.

Группа «Солнцепек», которую СБУ считает связанной с Sandworm, заявила, что несет ответственность за нападение.

Витюк сказал, что следователи СБУ все еще работают над установлением того, как был взломан «Киевстар» или какой тип троянского ПО мог быть использован для взлома, добавив, что это мог быть фишинг, кто-то помогал изнутри или что-то еще.

Если это была внутренняя работа, то инсайдер, который помогал хакерам, не имел высокого уровня допуска в компании, поскольку хакеры использовали вредоносное ПО, используемое для кражи хэшей паролей, сказал он.

Образцы этого вредоносного ПО были обнаружены и проанализированы, добавил он.

Генеральный директор «Киевстар» Александр Комаров сообщил 20 декабря, что все услуги компании полностью восстановлены по всей стране. Витюк высоко оценил усилия СБУ по реагированию на инциденты по безопасному восстановлению систем.

По словам Витюка, атака на «Киевстар» могла быть облегчена из-за сходства между ним и российским мобильным оператором «Билайн», у которого была аналогичная инфраструктура.

Он добавил, что в масштабах инфраструктуры «Киевстара» было бы легче ориентироваться под руководством экспертов.

Напомним, из-за сбоя в работе оператора «Киевстар» 12 декабря наблюдались проблемы с работой некоторых банкоматов и терминалов «Приватбанка», в том числе при оплате картой в магазинах.

По той же причине плохо работали сервисы «Ощадбанка».

Читайте также по теме