12:08 17/11/2017

Имеется риск «выпадения Украины» из Болонского процесса — Минобразования

Украина рискует выпасть из Болонского процесса, если в ближайшее время полноценно не заработает Национальное агентство обеспечения качества высшего образования.

Об этом сегодня во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде заявил первый заместитель министра образования Владимир Ковтунец, сообщает РБК-Украина.

"На протяжении многих лет мы не можем начать полноценную работу Национального агентства обеспечения качества высшего образования. Без такого независимого агентства мы — преимущественно в серой зоне — участники Болонского процесса и если мы такое агентство не запустим, мы рискуем выпасть из Болонского процесса", — заявил Ковтунец.

По его словам, выход из Болонского процесса поставит точку на европейской интеграции Украины в сфере высшего образования.

Заместитель министра отметил, что согласно новой процедуре, Министерство образования и науки должно сформировать конкурсную комиссию с участием пяти граждан Украины и четырех представителей международных организаций.

Ранее Минобразования сообщило, что почти 80% украинской молодежи получает высшее образование.

"По степени охвата высшим образованием, мы занимаем где-то десятую, двенадцатую позицию в мире — 79%. Это данные Всемирного экономического форума. Вот если взять молодежь в возрасте от 20 до 26 лет, то 79% получают так или иначе высшее образование. 60% получают за счет бюджета, еще 20% получают его за собственные деньги", — заявил Ковтунец.

При этом ряд экспертов указывают на краеугольные и системные проблемы в образовании Украины. В частности, как заявила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко, поддержка первой леди Мариной Порошенкоинклюзивного образования имеет исключительно политический характер и не преследует цель помощи детям.

«Поддержка первой леди инклюзивного образования имеет исключительно политический характер и не преследует цель помощи детям. Когда ребенок с определенным диагнозом, который отличает его от других детей, приходит в класс, нужно понимать, что он требует к себе индивидуального внимания. Школьный учитель не имеет соответствующей подготовки, образовательных программ, методического обеспечения для работы с такой категорией детей. Он просто не будет знать, как работать с таким ребенком. У него нет для этого ресурсов. Педагог будет поставлен перед выбором — заниматься с 25-ю учениками класса или одним ребенком. Чтобы такой ученик получал образование в соответствии со своими возможностями, для него необходимо предоставить дополнительного специалиста. То есть на одного ребенка нужно готовить одного специалиста, а это предполагает дополнительные финансовые расходы и время на обучение. В той экономической ситуации, когда для уменьшения ресурсов оптимизируют сеть школ и сокращают учителей, решить данную проблему невозможно. Кроме того, в провинциальных городах общественность не готова поддерживать такую инициативу»,- сказала Л. Ващенко.

По ее словам, проблема инклюзивного образования очень важна, но ее решение в украинских реалиях требует других путей.

«Сегодня кто-то пытается манипулировать на этой теме, ведь она очень популярна в Европе и способна добавить политические очки. Безусловно, в нашей стране стоит уделять внимание инклюзивному образованию, но не любым путем. Думаю, что это политическая инициатива для зарабатывания себе рейтингов путем манипуляции известного лица. Марина Порошенко приложит максимум усилий для того, чтобы профинансировать введение инклюзивного образования в общеобразовательных школах . Даже если удастся закрыть финансовую сторону проблемы, невозможно будет так быстро подготовить педагогов, создать профильную методическую базу, разработать учебники. Таких специалистов учат годами, а учебные материалы не обновлялись десятилетиями. Неужели первая леди страны, как мама и врач по образованию не понимает, с какими проблемами ей придется столкнуться и дает себя втянуть в эту аферу с использованием государственных средств? В первую очередь пострадают родители и дети с ограниченными возможностями, которых могли бы дальше обучать в специализированных заведениях. Заведения нужно модернизировать, привести в порядок, создать современные условия, наполнить новым образовательным контентом. Также важно развивать партнерство со школами, окружающей социальной средой. Вместе с тем, поведенные на рекламе об особенном образовании своих особенных детей, мамы будут оббивать пороги школ, чтобы их ребенка взяли в то или иное учебное заведение»,- подчеркнула Л. Ващенко.

По ее словам, если данная затея с инклюзивным обранием провалится, то ответственными за это «назначат» учителей.

«Если это все провалится, ответственными, конечно, «назначат» учителей. Основные виновники, которые хотят воздвигнуть себе памятник для истории просто останутся в тени. У нас до сих пор не решен вопрос об индивидуальных программах развития школьников и равняем всех по единому стандарту, а мы уже беремся за детей с особыми потребностями»,- резюмировала Л. Ващенко.

Читайте также по теме