Правительство Сербии официально обратилось к представителям международного контингента по поддержанию порядка в Косово (KFOR) с просьбой установить полный контроль над двумя КПП на косовско-сербской административной границе. Отныне охранять покой жителей православной части номинально независимой «Косовской республики» будут греческие, немецкие и итальянские миротворцы. А западные аналитики всерьез заговорили об опасности новой балканской войны
Похоже, названия контрольно-пропускных пунктов Брняк и Ярине, разделяющих автономный край Косово и так называемую «большую Сербию», навсегда будут вписанными в новейшую историю мировой конфликтологии. Утром 25 июля нынешнего года один из лидеров косовских албанцев, бывший полевой командир террористической организации UCK Хашим Тачи отдал приказ приштинскому спецназу атаковать Брняк и Ярине и изгнать из региона местную сербскую милицию. Выступая по центральному телеканалу Приштины, Тачи с присущей ему циничностью заявил, что для сербов в Косово нужно создать «невыносимые жизненные условия». «Ублюдки должны понять, что живут в независимой Республике Косово, — сказал, в частности, человек, который еще недавно чудом избежал заслуженного наказания за совершенные им военные преступления. – Пора заставить всех недовольных замолчать, и Запад в этом нам поможет».
В качестве так называемого премьер-министра Косово Хашим Тачи отправил на косовский север элитные полицейские подразделения, задача которых заключалась в блокаде границы с Сербией. «Ни один грузовик с товарами из Белграда не должен появиться на косовской территории», — было отмечено в приказе. Впрочем, албанские власти Приштины просчитались и нового «блицкрига» не получилось. Подразделения самообороны сербской части Косово, по старинке именуемые милицией, дали нападавшим, если так можно выразиться, достойный отпор. В результате один приштинский полицейский погиб и несколько десятков получили ранения. Несмотря на то, что КПП в Ярине был сожжен, в ходе чего пострадали мирные жители и журналисты, сербам удалось отбросить спецназовцев на исходные позиции и установить новые блокпосты.
Следует особенно отметить, что европейские миротворцы в Косово из состава Миссии ЕС в области верховенства закона и правопорядка (EULEX) оказались не в состоянии каким-либо образом повлиять на ход событий. Структура, призванная обеспечивать безопасность сербских анклавов, ровным счетом ничего не сделала для предотвращения очередного кровопролития. «А что могли сделать плохо вооруженные западные эмиссары? Просто физически было невозможно стать живым щитом между албанскими полицейскими и сербскими ополченцами, — сказал агентству «Голос.UA» житель населенного пункта Косовска-Митровица Желько Миятович. – Сербское население Косово сразу сделало вывод о том, что EULEX – не та сила, которая здесь может противостоять насилию».
Миятович, считающийся командиром одного из отрядов ополчения, отчасти прав. Созданная в 2008-м году европейская миссия в Косово не сумела оградить «православные» регионы мятежного края от регулярных нападений и провокаций со стороны албанцев. Сотрудники структуры лишь констатировали факты разграбления церквей и принадлежащих сербам магазинов и крестьянских хозяйств. А представляемые ими отчеты о многочисленных нарушениях прав человека на вверенных Миссии территориях никакой реакции высокопоставленных чиновников Евросоюза так и не вызвали.
«Сложившаяся в Косово ситуация напоминала крепко затянутый узел, — резюмировала в интервью агентству «Голос.UA» эмиссар ООН Ванесса ле Роа. – Порой доходило до абсурда, когда вооруженные до зубов косовары-албанцы перекрывали главные региональные автодороги и, что называется, проводили выборочные проверки документов водителей и пассажиров проезжающих машин. Сербов грабили и избивали, а открыть по нападающим огонь на поражение международные наблюдатели попросту не могли – не имели полномочий». Долгое время косовские сербы были вынуждены заниматься натуральным хозяйством, а определенную помощь в виде продовольствия и медикаментов им оказывали разве что солдаты греческого контингента KFOR, напомнила собеседница агентства.
Июльские события в Брняке и Ярине заставили правительство Сербии выступить с заявлением, в котором официальный Белград попросил военную миссию НАТО в Косово (KFOR) восстановить свое присутствие в Митровице и прилегающих к ней регионах. «Терроризм в косовском крае обладает сильнейшим инстинктом размножения, — отметил президент Сербии Борис Тадич. – Белград будет защищать интересы своих граждан, где бы они не находились, но делать это грамотно и в рамках европейского, в частности, и международного, в целом, законодательства».
Предполагается, что уже в самое ближайшее время к сербским анклавам Косово будут переброшены специальные немецкие, итальянские и греческие подразделения сил KFOR. Более того, в кулуарах ООН рассматривается вопрос о предоставлении нескольким населенным пунктам края статуса «специальной автономии». Что подразумевается под этим словосочетанием, международные политики не уточняют, однако, как ожидается, особенный статус уже до конца августа нынешнего года получат три муниципалитета – Зубин-Поток, Звечан и Лепосавич. «Здесь проживает много славян, причем не только сербов, но и этнических русских и даже украинцев, — подчеркивает координатор общественной программы ООН по странам бывшей Югославии Атилла Береш. – Конечно, например, русские и украинцы в меньшей степени подвержены нападениям провокаторов, нежели лица сербской национальности, но ни для кого не секрет, что мир и спокойствие на этой многострадальной земле необходимы всем».
Как отнесутся к этой идее в Приштине – покажет время. Сегодня известно лишь, что премьер де-юре независимого Косово Тачи уже заявил, что не оставит попыток «принудить местных сербов к полному признанию верховенства албанского большинства края. О методах подобного «принуждения» можно только догадываться.