Принятие закона "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку" приведет лишь к росту преступлений в этой сфере.
Об этом заявила заслуженный врач Украины, экс-заместитель главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ирина Спирина.
“Попытка реформы или отвлечение населения от экономических и политических проблем? Такой возникает вопрос при рассмотрении нового законопроекта "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку". Необходимость изменения национального законодательства в отношении трансплантации давно обсуждается обществом. Но существует большое число негативных факторов, которые не преодолеваются принятием нового закона. В первую очередь, это недоверие населения к порядку взятия и использования органов умерших доноров. Кроме того, в стране отсутствуют достаточное количество медучреждений, которые могут проводить трансплантации. Государственная информационная система в сфере трансплантологии несовершенна и просто малоэффективна”, — отметила И.Спирина, комментируя законопроект, полный текст которого доступен на сайте Минздрава для общественного обсуждения.
По словам экс-заместителя главы парламентского комитета, проект будет отличаться от действующего закона, в первую очередь, введением презумпции согласия в отношении посмертного донорства органов и тканей.
“Предусматривается норма, согласно которой человек, который при жизни не оформил заявление о несогласии посмертного донорства органов и тканей, автоматически становится донором анатомического материала. Однако, вопреки требованиям статьи 4 Директивы №2010 / 45 / ЕС Европейского парламента и Совета ЕС о стандартах качества и безопасности человеческих органов, предназначенных для трансплантации, законопроект не предусматривает проведения детальной проверки наличия согласия донора или его семьи, подтверждения согласия или отсутствия возражений на изъятие органа. Он создает риски злоупотреблений при решении вопроса об изъятии органов и тканей у человека и может привести к возникновению серьёзных общественных конфликтов. Например, когда родственники получат для захоронения «распотрошённое» тело умершего. У них практически нет шансов опротестовать согласие на взятие органов. Абсолютно не обосновано исключение медицинских критериев определения смерти человека из текста закона. Его принятие приведет не только к росту коррупции, в том числе при распределении органов, чего в упор не видит министерство здравоохранения, но и к росту преступлений в этой сфере. Люди с «подходящими» органами начнут внезапно умирать на фоне полного здоровья, а их родственники не будут успевать опротестовывать посмертное донорство”, — подчеркнула И.Спирина.