Проведение консультационного референдума в итальянских провинциях Ломбардии и Венетто дает возможность следовать по тому пути, по которому ранее, в своё время, прошла Каталония.
Об этом сообщил корреспонденту ГолосUA эксперт-международник Украинского центра анализа и менеджмента политики Владимир Воля.
«Пока можно говорить о том, что Лига Севера, которая в 2011 году выступала за федерализацию Италии, пошла по легальному пути получения северными провинциями широкой автономии. Если проводить параллели с нынешней Каталонией, то каталонская ситуация не идентична, но в то же время, тот путь по которому движутся Ломбардия и Венеция — это тот путь, который прошла Каталония несколько лет назад, когда согласно Конституции 1978 года получила статус автономного сообщества», — заявил эксперт.
Как считает эксперт, несмотря на то, что путь, по которому движутся две итальянские провинции, имеют некоторую схожесть с нынешней ситуацией в Каталонии. Нельзя сказать, что Ломбардия и Венетто придут к тому же самому результату. По словам В. Воли нужно учитывать отличие политической ситуации в Испании от Италии. Пока что перед двумя итальянскими областями не стоит задача максимум, и процесс этот может продолжаться, по крайней мере, двадцать лет, в течение которых будет происходить постепенная децентрализация Италии путем предоставления регионам больших автономных полномочий. Также сыграет свою роль и различный экономический потенциал, который имеют северная, центральная и южная области итальянского государства. Но пока что рано утверждать что-то однозначно.
Вместе с тем, нельзя отрицать того факта, что основным фактором, который мы наблюдаем в Каталонии и в Италии — это нежелание богатых регионов делиться с менее богатыми, которые вносят меньший вклад в общую экономику страны. Причем такая ситуация закономерна, поскольку современная Европа не является монолитной в экономическом отношении, так как присутствуют два противоположных друг к другу полюса — зажиточные государства, которые настроены к более тесной интеграции друг с другом, и государства, которые не могут похвалиться столь же сильной экономикой, но которые стремятся к уровню экономических лидеров Евросоюза, уточнил эксперт.
Но кроме экономики присутствуют и иные факторы, которые также влияют на общую внутриполитическую картину. В частности, регионы, населенные национальными меньшинствами, могут потребовать больших автономных прав, предположил В.Воля.
"Если говорить о том, что будет с другими регионами, то гипотетически существует такая вероятность, что референдумов, по крайней мере, в различных регионах Европы станет больше. По поводу больших автономных прав, больших полномочий. Как минимум из итальянских референдумов можно сделать предположение, что таким же правом будут пытаться воспользоваться, допустим, венгерская и румынская общины в Закарпатье", — подчеркнул эксперт.
Он просит не забывать, что те регионы, в которых более развиты сепаратистские тенденции, до образования современных европейских государств имели довольно продолжительную историю собственной государственности.
"Если говорить об автономизации в рамках отдельных государств, то экономический фактор несомненно играет очень важную роль для того или иного региона, который живет более зажиточно, чем остальные. Но нельзя однозначно отбрасывать такие факты как наличие исторической традиции собственной государственности. В случае с Каталонией присутствует фактор каталонских земель. Ломбардия на момент объединения Италии была отдельным королевством. И, конечно же, Венеция, имевшая тысячу лет самостоятельной суверенной истории", — подчеркнул В.Воля.
Напомним, 22 октября в двух итальянских регионах, Венеции и Ломбардии, прошли референдумы о предоставлении им расширенной автономии, возможность чего предусмотрена в Конституции страны.