В украинских банках начинается сокращение зарплат. Персонал получает неприятные сообщения от своего руководства. В каких-то финучреждениях оклады срезали уже в апреле, в каких-то предупредили, что сделают это в мае. Заранее, чтобы люди были готовы.
Об этом сообщает Страна.
В зависимости от банка и от уровня должности, урезание зарплат составляет 10-30%:
младшему персоналу (менеджеры и младшие специалисты) — на 10%, поскольку там получают небольшие оклады; старшему персоналу (директорам департаментов, зампреды и председатели правлений) — на 30%.
На публике об этом стараются не говорить и не распространять информацию, но по факту уже известили подчиненных. Никто не хочет, чтобы негативная слава разносилась о его структуре по финансовому рынку. И, конечно, никому не нужно получить после завершения карантина, проверку Гоструда, которая может начать ревизии на предмет соблюдения прав работников.
«В нашем банке к таким мерам не прибегали (рассчитываем, что карантин надолго не затянется), а на банковском рынке в целом подобные меры, думаю, возможны в отношении персонала, не задействованного в текущей работе. Тех, кто не работает на удалении. Такое снижение предусмотрено действующим законодательством», — сказал председатель правления «Пиреус Банка» Сергей Наумов.
В каждом банке действуют по-своему. Неофициально банкиры рассказали, что уже через неделю после начала карантина (вступил в силу 12 марта), финучреждения стали сокращать свои затраты на персонал разными способами. Действовали в несколько этапов:
Первый: максимальную часть персонала перевели на удаленную работу из дома, после чего стали привязывать их труд к конкретной выработке — KPI.
Второй: вынудили людей догулять свои плановые отпуска.
Третий: пересчитав выработку в каждом подразделении, стали переводить персонал на посуточную и почасовую работу под конкретный фронт работ. Наименее задействованных — стали либо отправлять в отпуска за свой счет, либо сокращать.
Четвертый: начали переквалифицирование наименее занятых работников на новые направления деятельности.
«Переквалификация была разной. Например, в некоторых банках запустили на своих сайтах продажу товаров своих партнеров-клиентов. Вплоть до гречки и прочего продовольствия. С одной стороны, они помогают торговать предприятиям, являющимся их клиентами-юрлицами, а с другой — зарабатывают свою комиссию. То есть процент с продаж. Работников банков сажают на обзвон потребителей. Поддерживая продажи юрлица, банк дает наращивать ему оборотные средства, и может его по ходу кредитовать (ведь контролирует его денежные потоки). Возможет симбиоз и неплохие заработки», — прокомментировал «Стране» ситуацию финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Сокращая оклады, работников банков стараются успокоить — говорят, что зарплаты порезали «не навсегда». В одних финучреждения обещают вернуть старые заработки после завершения карантина, а в других — после улучшения финансовой ситуации в банке. Во втором случае, может потребоваться неопределенное количество времени. Сейчас банки рассматривают тысячи заявок на реструктуризацию и кредитные каникулы от разных клиентов. Предприятий и частных лиц. Так что банковские доходы могут долго сокращаться.
«Кредитные неплатежи (задержки платежей) и реструктуризации стали негативно сказываться на балансах банков еще в марте. В апреле ситуация только усугубилась после того, как финучреждения пообщались со своими заемщиками и поняли, как долго им придется идти на уступки. Ведь выплаты по кредитному портфелю банков сократились ощутимо, а платежи банков по депозитам остаются на прежнем уровне», — объяснил Невмержицкий.
Чтобы не получить в будущем судебные иски от работников, руководители банков стараются максимально безопасно для себя обставить урезание зарплат и сокращение сотрудников. Иногда людей вынуждают подписывать специальный документ: в нем написано, что работник банка сам добровольно согласился на сокращение оклада из-за ухудшения экономической ситуации в стране. Банкиры подписывают такое, поскольку боятся увольнения и дальнейшей безработицы (в разгар карантина и эпидемии не будет ни собеседований, ни новых трудоустройств).
«После того, как работник подписал документ о согласии на сниженную зарплату, в будущем будет сложнее его опротестовать. Если кто-то решит потом пойти против работодателя и отсудить все недоплаты. Хотя в принципе, если собрать все доказательства, то можно будет найти основания для иска. Например, если работник представит доказательства того, что его заставили подписать отказ от части зарплаты под давлением. Это может быть письмо из общей рассылки по банку или даже аудиозапись устного разговора с руководителем», — прокомментировал «Стране» ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
В тоже время юристы считают, что руководство банков будет стараться не допускать судебных споров с работниками. Будет стараться уладить противостояние внутри, мирным путем. В банковском секторе редко платят зарплаты «в конвертах», чаще всего они «белые» на карточку и работники оформлены официально, потому права работников неплохо защищены. Зарплатные скандалы редко выносятся на публику.
Ранее в Украине после месяца карантина начали устанавливать блокпосты на въезд в населенные пункты: местные администрации анонсируют проверку температуры у водителей и пассажиров.
Как сообщалось, напомним, Кабинет министров перед Пасхой в апреле 2020 года ужесточил запрет на проведение религиозных собраний. Об этом говорится в постановлении правительства № 255 от 2 апреля 2020 года.
Отметим, Кабинет министров ввел карантин в Украине в связи со вспышкой коронавируса в мире с 12 марта до 3 апреля 2020 года. Позже Кабмин продлил карантин до 24 апреля, во всех областях Украины введен режим ЧС. С 6 апреля карантинные требования были ужесточены. В частности, нельзя посещать магазины без масок. Дистанция между покупателями в очередях должна быть не менее 1 метра. В стране закрыты школы, детсады, вузы, продуктовые рынки, салоны красоты, торгово-развлекательные центры. Работы лишились сотни тысяч украинцев. Эксперты предупреждают, что карантинные меры стоит ослабить хотя бы с мая, иначе данная ситуация нанесет тяжелый удар по украинской экономике.