На военных складах в Балаклее Харьковской области произошел повторный взрыв. Среди основных версий пожара — случайная искра, подрыв не разминированных остатков и нарушение правил техники разминирования. ГолосUA решил разобраться, кто виноват в случившемся ЧП и расспросил об этом экс-советника министра по чрезвычайным ситуациям Константина Гринчука.
— Кто виноват в повторных взрывах на военных складах в Балаклее?
— У нас самые большие склады боеприпасов. У меня возникает вопрос: после предыдущих взрывов на оружейных складах власть ничего не предприняла. За три года не хватило ни у кого ума сделать рассредоточение подобного рода складов. По словам генералов, склады в Балаклее практически не рабочие, но там не была соблюдена безопасность. Существует разного рода приказы и инструкции, которые предотвращают поджог и появление огня, либо очага возгорания. За подобные ЧП должны нести ответственность все должностные лица. Начиная от солдата и заканчивая министром обороны. Все зависит от уровня и масштаба. Если мы имеем миллиардные потери, так как за последние три года произошло 6 взрывов на складах, и никого до сих пор не сняли с должностей, то вряд ли следствие установит виновных. В нормальной стране таких ЧП быть не может. У нас же министр Полторак заявил, что по взрывам в Калиновке Винницкой области к ответственности привлекли 10 человек. Когда ему задают уточняющий вопрос, к какой именно ответственности, то он молчит.
— Какие версии произошедшего взрыва на складах?
— Возможно, кто-то не соблюдал нормы пожарной безопасности и бросил окурок. На боевые склады нельзя пропускать военных со спичками. Независимо от того, кто прошел на объект полковник или солдат. Всех перед входом на склад обязательно обыскивали.
— Как вы считаете, правильно ли была проведена эвакуация граждан из Балаклеи?
— Для того чтобы оценить, как она была проведена, нужно было быть ее участником. Как знающий человек могу сказать, что она не была проведена правильно по многим причинам. В частности, — в государстве нет для этого необходимого законодательства. Не работают соответствующие структуры. Также должна быть правильная подчиненность. Власть должна понимать, что если происходит подобного рода ЧП, то спасатели должны прибывать в условленное место и время и будут нести уголовную ответственность, если они вовремя туда не приедут. Кроме того, глава администрации района обязан обеспечить организацию посадки, контроля, внутренний порядок и оцепления. Здесь целый комплекс работ, которого на сегодняшний момент в нашем государстве нет. Так как нет персональной ответственности за не правильно проведенную эвакуацию. Кроме того, у нас в случае эвакуации отвозят людей в школу, которая для этого абсолютно не подготовлена. Сказать, что пункт эвакуации находится по определенному адресу и туда нужно подъезжать, не поможет людям. Им нужно туда как-то добраться. Нет системы, и ее никто не хочет строить. Специалистов, которые могут научить, как правильно провести эвакуацию остались единицы.
— Ожидать ли подобных взрывов на военных складах в будущем?
— Хотелось, чтобы их не было. Но практика показывает: на сегодняшний день на складах не обеспечена безопасность, и взрывы на них повторяются. Одни и те же ошибки при ликвидации, эвакуации, и одни и те же причины возгорания – сухая трава. Когда в 2004 году была Новобогдановка – это посчитали случайностью. В 2005 году заявили, что пожар там произошел из-за возгорания сухой травы. Человек, который отвечал за безопасность на военных складах, получает должность генерала, говорит о том, что взрывов боеприпасов в будущем не избежать.
— Всему виной коррупция, халатность или некомпетентность?
— Для того чтобы однозначно сказать о том, что взрывы на военных складах происходят в результате коррупции, должно пройти объективное расследование. А вот преступная халатность определенных должностных лиц, начиная от самого низа и заканчивая верхушкой, – это факт. За полтора года после взрыва в Балаклее можно было подготовить в учебных частях необходимое количество специалистов. Для того чтобы опасных объектов, таких как Балаклея, уже не существовало. Спустя это время у нас еще 30% складов не разминировано, и танк может наехать на мину. Мы живем, как на минном поле и не знаем, когда и где рванет.
— Сколько на территории Украины осталось военных складов?
— Пару тысяч. В частности, склады находятся во многих воинских подразделениях. При них есть склады неприкосновенного запаса, то количество боеприпасов, которое нужно для ведения боевых действий в течение 10 дней. Также есть армейские, корпусные и стратегические склады. Из Киева недавно убрали военные склады, которые находились в районе Белечей, они попали под программы утилизации лишних боеприпасов.