К концу войны внутренний рынок Украины сократится на 30%, но есть способ увеличить украинский экспорт.
Об этом на сайте Минфин пишет о
«Мне нравится такое выражение — «Украина — страна постоянно растущего потенциала». Это интересно, потому что у нас действительно огромный потенциал, но никогда его не использовали. Что я имею в виду? Многие новые отрасли могут появиться в Украине. Но нам нужно строить экспортную экономику. Когда мы вернемся после войны к расчету внутреннего рынка, он сократится, по нашим прогнозам, на 20−30%. Потому не будет места, где нам конкурировать. Нам всем нужно строить экспортную экономику», — считает он.
По мнению предпринимателя, Украина может развивать несколько экспортных отраслей.
«Можно посмотреть как это сделали, например, Нидерланды. Сейчас это страна с более чем триллионом ВВП. И она в 15 раз меньше Украины, имеет в 30 раз меньше природных ресурсов, ископаемых и других возможностей. Но ведь она в прошлом году поставила в Европу сельхоз товаров более чем на $100 млрд. Украина тем временем поставила в Европу $7 млрд.
Мы видим возможности, например, Турции, которая стала второй страной в мире, поставляющей макароны. 160 стран в мире покупают турецкие макароны. Мы знаем, что Турция — это самый большой покупатель нашего зерна. Как и Италия. И это такие примеры, где становится очевидным наш потенциал», — отмечает Р.Шостак.
Он также видит возможность увеличить ВВП Украины:
«Я верю, что наша страна может иметь ВВП в триллион. Но для этого нужно в пять-шесть раз увеличить ВВП. Звучит сложно, но если разложить на отрасли, то вполне реально. Я считаю, что любая отрасль может вырасти в пять раз. Но для этого нужна экспортно-ориентированная экономика, стратегия каждого министерства, каждой отрасли с государством. Ведь в Нидерландах есть такой треугольник — бизнес, государство и R&D. На этом треугольнике они строят все отношения между государством и бизнесом».
Предприниматель также высказался о потенциале украинских торговых сетей:
«Ритейл — это огромные возможности для страны. Объем продаж ритейла — это 12−13% ВВП страны. И полностью ритейл может удвоить свои характеристики в последующие пять лет. Если страна сделает равные условия ведения бизнеса, сможет вывести часть серых компаний в белое поле, мы сможем удвоить или утроить свой бизнес.
Я уверен, что нам нужно искать новые возможности. Военное направление и война — это новые возможности. Я знаю компанию, которая планирует в следующем году производить, не могу говорить сколько, но очень много FPV-дронов. Но когда они начинали, говорили: что дальше, а что после войны? Потому что бизнес — это процесс.
Бизнес — это когда нужно построить что-то. Нужно много лет налаживать, чтобы оно летало, ездило, имело самую дешевую стоимость в мире. А потом мы дошли до того, что в мире потребность в FPV-дронах в следующие пять лет — 200−300 миллионов штук. Потому что не только наша страна является заказчиком FPV-дронов. А есть и мировые компании, которые сейчас смотрят на Украину как на полигон. И они понимают, что третье-четвертое поколение вооружения не нужно сегодня для войск, это старая война. Они будут перестраивать свои технологии».
Кроме того, есть новое и перспективное направление — военная медицина.
«Возьмем другое — военную медицину. Мы видим, как строятся во Львове несколько центров протезирования. Это ведь не только для войны и для военных. В мире много людей, нуждающихся в протезировании. И это возможность, которую мы можем использовать. Можно построить четкую систему, которая в будущем после войны и после того, как мы реабилитируем наших ребят, будет работать дальше. Будут приезжать люди за протезами действительно высокого качества.
Многие крупные бизнесы не рассчитывают на поддержку государства. Они рассчитывают на рыночные отношения и рыночные механизмы: кому мы нужны, что нам нужно сделать», — пишет Р.Шостак.
Напомним, оптимизм бизнеса в Украине перестал расти.