Многим кажется, что основные решения в сфере государственного бюджета принимаются на пленарных заседаниях парламента. Это не так. Мощным игроком в сфере распределения государственных средств является бюджетный комитет Верховной Рады. Он самостоятельно ворочает миллиардами гривен, имея для этого все законные основания.
За текущий неполный год комитет по вопросам бюджета поставил свою визу под распределением 346 млрд грн государственных расходов, без всякого голосования в сессионном зале. Для понимания масштаба – все расходы бюджета на 2017 год составляют 841 млрд грн. И еще осень впереди.
Широкие полномочия комитета по вопросам бюджета закреплены в Бюджетном кодексе Украины и ежегодно закрепляются законом о государственном бюджете на текущий год.
Для того чтобы разобраться, какие именно вопросы решались в этом году относительно узкой группой лиц-членов комитета, мы изучили протоколы комитета с начала 2017 года.
Что успели поделить за полгода
Для анализа были взяты все текущие протоколы заседаний бюджетного комитета с начала года и до закрытия парламентской сессии летом.
Непосредственно всю техническую работу по составлению сопутствующих документов и смет готовит Министерство финансов или областные администрации, сам комитет только «дает добро».
Решения бюджетного комитета Верховной Рады Украины по распределению средств государственного бюджета в 2017 году (шестая сессия)
Сфера |
Конкретное направление распределения денежных средств |
Сумма, млн грн |
Дорожное строительство |
Николаевская область, согласование финансирования дорожных работ |
448 |
Херсонская область, согласование финансирования дорожных работ |
21,86 |
|
Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ |
289,55 |
|
Луганская область, согласование финансирования дорожных работ |
32,6 |
|
Кировоградская область, согласование финансирования дорожных работ |
215,4 |
|
Полтавская область, согласование финансирования дорожных работ |
300 |
|
Тернопольская область, согласование финансирования дорожных работ |
93 |
|
Сумская область, согласование финансирования дорожных работ |
700 |
|
Харьковская область, согласование финансирования дорожных работ |
226,3 |
|
Запорожская область, согласование финансирования дорожных работ |
470 |
|
Киевская область, согласование финансирования дорожных работ |
2300 |
|
Винницкая область, согласование финансирования дорожных работ |
246,8 |
|
Львовская область, согласование финансирования дорожных работ |
1500 |
|
Черкасская область, согласование финансирования дорожных работ |
645,7 |
|
Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ |
392,2 |
|
Хмельницкая область, согласование финансирования дорожных работ |
225 |
|
Днепропетровская область, согласование финансирования дорожных работ |
251 |
|
Киев, согласование финансирования дорожных работ |
809 |
|
Закарпатская область, согласование финансирования дорожных работ |
800 |
|
Донецкая область, согласование финансирования дорожных работ |
514,8 |
|
Ивано-Франковская область, согласование финансирования дорожных работ |
900 |
|
Черновицкая область, согласование финансирования дорожных работ |
289,5 |
|
Распределение средств на дороги государственного значения |
3734 |
|
Распределение средств на дороги государственного значения |
6591 |
|
Строительство и покупка жилья |
Распределение трансфертов местным бюджетам на выплату денежной компенсации за жилье для семей погибших лиц, инвалидов, ветеранов АТО |
205 |
Распределение средств для покупки жилья военнослужащим на вторичном рынке |
231,5 |
|
Распределение средств на строительство и покупку жилья военнослужащих Нацгвардии |
200 |
|
распределение субвенций между местными бюджетами для инвалидов и ветеранов АТО (жилье) |
7 |
|
Распределение средств на строительство и покупку жилья военнослужащих ВСУ |
751 |
|
Оборона |
перераспределение бюджетных средств со статьи "обеспечение деятельности ВСУ и подготовка войск" на статью "Подготовка военных специалистов в вузах" |
254,9 |
Перераспределение расходов Минобороны |
430 |
|
Распределение средств по программе развития вооружения и военной техники |
6471 |
|
Субвенции регионам |
Распределение средств государственного фонда регионального развития по административно-территориальным единицам и инвестиционным программам и проектам регионального развития |
765,9 |
Распределение между бюджетами объединенных территориальных громад субвенций на формирование инфраструктуры |
1500 |
|
Распределение субвенций между областями (общий фонд) |
1048 |
|
Распределение субвенции на субсидии ЖКХ между местными бюджетами |
5000 |
|
Субвенция для социально экономического развития регионов |
4000 |
|
Распределение средств на социально-экономическое развитие территорий |
181 |
|
Средства для ОРДЛО |
Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Донецкая область) |
310 |
Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Луганская область) |
92,3 |
|
Распределение средств в рамках кредитной программы "восстановления Украины" для восточных областей |
667,7 |
|
Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Донецкая область) |
136 |
|
Распределение средств предназначенных для временно оккупированных территорий (Луганская область) |
1029 |
|
Здравоохранение |
Уменьшение финансирования строительства Каневской ГАЕС, а также некоторых расходов территориальных громад и одновременное увеличение финансирования местных бюджетов в сфере здравоохранения |
747 |
Образование |
Распределение средств на модернизацию профессиональных училищ |
500 |
Перераспределение расходов Минобразования |
18 |
|
Перераспределение расходов Минобразования |
7,2 |
|
Социальная помощь |
Уменьшение средств на социальную помощь временно перемещенным и для Пенсионного фонда с одновременным увеличением на ежегодную разовую денежную помощь ветеранам войны. |
273 |
Внешние заимствования |
Распределение остатков транша ЕС в сфере энергетики |
140 |
Распределение остатков средств спецфонда Минфина от транша ЕС |
136,1 |
|
Распределение остатков транша ЕС в сфере секторальной политики |
651 |
|
АПК |
распределение средств по программе поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей |
4550 |
Распределение средств МинАПК |
1,1 |
|
Государственные фонды |
Согласование бюджета фонда общеобязательного государственного социального страхования на 2107 год |
10 270 |
Утверждение бюджета Пенсионного фонда |
283 168 |
|
Распределение средств внутри министерств |
Распределение расходов Минэнергетики |
0,35 |
Перераспределение расходов для ЦВК |
12,8 |
|
Перераспределение расходов МВД внутри ведомства |
154,8 |
|
Перераспределение расходов для Мининформполитики |
14,2 |
|
ВСЕГО |
345 919 |
Как видно из таблицы, львиную долю расходов составляют государственные фонды – Пенсионный и Социального страхования — 293 млрд. Бюджетный комитет только согласовывает их и вряд ли эти деньги «доступны» и «интересны» членам комитета.
Есть еще один большой блок распределения средств – дорожное строительство. Почти 22 млрд грн. Но тут эти деньги носят больше плановый и виртуальный характер. Это своего рода «хотелки» областных губернаторов.
Например, Донецкая ОГА расписала под себя 514 млн грн. Но по факту, в текущем году они получили 31 млн грн, а всего по данным Казначейства они смогут получить только 62, 8 млн грн.
Или Ивано-Франковская ОГА, со своими планами освоить на дорожном строительстве 900 млн грн. Госказначейство по состоянию на май сообщает, что рассчитывать можно только на 25 млн грн.
Однако, утвержденный на комитете финансовый план это уже что-то, и если политические факторы сложатся, то денежный поток будет иметь документальное обоснование.
Какие реально деньги в этом году прошли по дорожному строительству через государственные тендеры по областям Украины и по подрядчикам, читайте в нашем материале Дорожные миллионеры Украины: кто зарабатывает на освоении бюджетных средств. /> Самые жирные и интересные куски государственного пирога — это региональные субвенции и инвестиции на развитие регионов. Вот где ощутимая поддержка округам близким к власти мажоритарщиков. Пока распределено около 6 млрд грн.
Согласовывать и ни за что не отвечать
Теперь немного скучной теории. Рассмотрим, какие широкие права закреплены за парламентским комитетом Бюджетным кодексом Украины.
Комитет по вопросам бюджета ВР:
1.Согласовывает Кабмину увеличение источников финансирования госбюджета, если доходы из ранее утвержденных источников падают, но при условии соблюдения показателей годового дефицита.
2. Согласовывает Кабмину изменение распорядителей бюджетных средств.
3. В установленных бюджетом пределах согласовывает Кабмину перераспределение расходов бюджета и предоставление кредитов, включая резервный фонд, дополнительные дотации и субвенции, а также увеличение расходов развития за счет уменьшения других расходов.
4.Согласовывает Кабмину перераспределение расходов между административно-территориальными единицами.
5.Согласовывает перераспределение финансирования инвестиционных проектов, если некоторые из них затягиваются исполнителями.
6.Согласовывает Кабмину распределение средств государственного фонда регионального развития по административно-территориальным единицам инвестиционным программам и проектам регионального развития.
7. Только при положительном решении комитета может быть принят закон предусматривающий изменение показателей дефицита госбюджета, граничного размера госдолга, государственных гарантий.
8. Согласовывает распределение региональных субвенций и дотаций, а также резервов образовательной и медицинской субвенции и направление их расходов.
9. Согласовывает Кабмину бюджеты фондов пенсионного и социального страхования
10. Согласовывает порядок и условия предоставления стабилизационной дотации
11. Согласовывает распределение остатков средств, предусмотренных для неконтролируемых Украиной территорий.
12. Согласовывает распределение средств на дорожное строительство в рамках эксперимента по финансовому обеспечению строительства дорог.
13. Согласовывает Кабмину ежемесячные индикативные показатели
14. Члены комитета входят в состав комиссии для оценки и отбора программ и проектов регионального развития (имеет 50% квоту).
Принято единогласно
А теперь самое интересное. Судя по протоколам заседаний, в бюджетном комитете царит редкое единодушие, и все решения принимаются дружным большинством практически без всяких дискуссий. Из всех рассмотренных в таблице цифр, ни одного отказа Минфину и ни одной коррекции.
Это ж надо, как качественно Минфин готовит документы – депутатам не к чему придраться!
Но являются ли члены комитета послушными статистами? Для того ли они при рассмотрении проектов госбюджета на каждый год старательно в поправках вставляют слова «при согласовании с бюджетным комитетом»?
Об этом стенограммы и протоколы закономерно молчат. Но кто поверит, что 365 млрд грн в Украине так просто распределяется в комитете, где даже рядовых сотрудников аппарата берут по схемам, не предусматривающим конкурс?
Очевидно, вопросы решаются заранее, и не под стенограмму.
В следующих публикациях мы постараемся более подробно разобраться, кто в бюджетном комитете за какие вопросы «радеет» и в какие рабочие комиссии входит.