Как Коболев, Коломойский, Зеленский и Разумков грабят украинцев

Принятые Верховной Радой законы о масштабной компенсации, которую получит НАК «Нафтогаз Украины» за реализацию ПСО, играют на руку группе «Приват». А оплатить схему стоимостью более 14 млрд. гривен должен бюджет Украины, наполненный из карманов врачей, учителей, военных, пенсионеров и других наших граждан.

Произошедшее в 2019 году в Украине «озеленение» власти уже привело к различным нежелательным эффектам: от нескончаемой смены руководства министерств и ведомств — до новых и старых финансовых схем. Во многих случаях эти схемы ориентированы на выгоду финансово-промышленной группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Здесь и стремление к контролю над финансовыми рынками (включая изгнание нелояльного руководства Нацбанка), и длительное влияние на энергогенерирующий госхолдинг «Центрэнерго», а также подозрительные налоговые «поддавки» госмонополисту нефтедобычи — ПАО «Укрнафта» в интересах Коломойского, где «приватовские» структуры (кипрские оффшоры) по-прежнему контролируют более 40%.

Так, 17 ноября 2020 года Верховная Рада приняла закон №1006 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (относительно реализации положений статьи 11 Закона Украины «О рынке природного газа»)», а Президент Зеленский подписал его и тем самым ввел в действие этот грабительский закон 28 ноября 2020 года, вследствие чего запущена масштабная схема взаимоперечислений многомиллиардных сумм между госбюджетом, НАК «Нафтогаз Украины» и «Укрнафтой».

Закон предусматривает выплату «Нафтогазу» из спецфонда госбюджета 32,2 млрд. гривен компенсации за выполнение «специальных обязательств» (Public Service Obligation — ПСО) по поставке и продаже газа для нужд населения и теплокоммунэнерго. Согласно закону «О рынке природного газа», такие обязательства возлагает Кабмин. Они направлены на обеспечение общественных интересов, поэтому могут финансироваться из госбюджета (часть 7 статьи 11 этого закона).

Подробности схемы

Этим режимом в данном случае и воспользовались для «подтягивания» финансовых балансов «Укрнафты», точнее — для полного погашения ее долга перед государством по налоговым платежам, говорят собеседники в Кабмине. Совокупный налоговый долг компании составляет 30,35 млрд. гривен, в том числе по ренте — 18,8 млрд. гривен, по НДС — 2,84 млрд. гривен, налогу на прибыль — 2,6 млрд. гривен; доначисления, находящиеся на стадии судебного обжалования — это еще 3,1 млрд. гривен, долги отдельных предприятий системы «Укрнафты» — еще 3 млрд. гривен.

По словам одного из соавторов закона №1006, депутата от «Слуги народа» Сергея Нагорняка, после получения «Нафтогазом» 32,2 млрд. гривен за выполнение ПСО, которые будут признаны доходом, на эти деньги будет начислен налог на прибыль в размере 5,8 млрд. гривен. При этом «Нафтогаз» выплатит «Укрнафте» долг за 2,06 млрд. кубометров газа, поставленного еще в 2006 году (15,1 млрд. гривен), а также авансовый платеж за газ будущей добычи (24,1 млрд. гривен). Таким образом, все средства, которые должен получить «Нафтогаз», компания отдаст «Укрнафте», и еще добавит сверху 7 млрд. гривен, которые будут взяты из собственных средств «Нафтогаза», а в собственные средства «Нафтогаза» они превратятся за счет очередного повышения тарифов на природный газ – а, значит, прямо из кармана коммунальных потребителей. Не против этого ли в последние годы активно выступали тарифные Майданы? Такое ощущение, что нынешние власти своими руками создают почву для новых Майданов (и не факт, что только «тарифных»).

Из указанной общей суммы «Укрнафта» перечислит в специальный фонд госбюджета 30,35 млрд. гривен в погашение прежних налоговых долгов плюс 6,2 млрд. гривен новообразованного НДС и налога на прибыль. Если добавить 5,95 млрд. гривен, которые возникнут у «Нафтогаза» в ходе всей этой операции, то в целом в бюджетный спецфонд должно поступить 42,5 млрд. гривен.

Если вычесть из этой цифры 32,2 млрд. гривен, «положенные» НАКу, то формально выходит «чистый доход государства» 10,3 млрд. гривен. Согласно официальным данным, основная часть этих денег — 8,9 млрд. гривен — пойдет на борьбу с коронавирусом (Минфину на бюджетную программу «Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусной инфекцией SARS-CoV-2, и ее последствиями»). Остальные 1,4 млрд. гривен планируется направить на финансирование бюджетной программы «Реструктуризация угольной отрасли» с целью обеспечения до конца 2020 года погашения задолженности по зарплате работникам госсектора угледобычи. Кроме того, закон №1006 дает Кабмину право предоставлять госгарантии по кредитам для НЭК «Укрэнерго».

По информации руководителя нефтяного дивизиона «Нафтогаза» и по совместительству главы набсовета «Укрнафты» Николая Гавриленко, первый этап взаиморасчетов по описанной схеме должен был завершиться 18 декабря — чтобы успеть учесть проведенные операции в годовой отчетности всех вовлеченных сторон.

Добавим, что «в паре» с законом №1006 парламент принял закон №1005 «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (об особенностях администрирования налогов в целях финансирования расходов, определенных пунктами 31-34 статьи 14 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год»), который дополняет необходимую правовую базу для реализации описанной выше схемы. Инициатор обоих законопроектов — не кто иной как глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, в соавторстве с другими нардепами-«слугами».

В чем подвох

Казалось бы, государство только выигрывает, как и две госкомпании, одна из которых («Укрнафта») полностью погасит свой застарелый фискальный долг. Сплошной позитив. Однако, как сказано в одном анекдоте про Чапаева и Петьку, «есть нюанс». Всем, сколь-нибудь знакомым с обстановкой в отечественном нефтегазовом секторе, известно, что «Укрнафта» де-факто контролируется группой «Приват». Так было и при «оранжевой» власти, и при президентстве Януковича, и после его свержения.

При этом «Укрнафта» замечена в финансовых махинациях. В частности, НАБУ расследует схему выведения из компании многих миллиардов бюджетных гривен (и недополучения госбюджетом денег на общую сумму 14,7 млрд. гривен) в 2015 году путем продажи нефти и нефтепродуктов с отсрочкой оплаты и предоплаты за товары, которые так и не были поставлены. По данным следствия, в схеме участвовало более 80 юридических лиц, половина из которых уже запустила процедуру своего банкротства. Таким образом Коломойский вывел на свой счет выше указанные многие миллиарды бюджетных гривен. Тем не менее, по сей день никому не предъявлены даже подозрения, и все заинтересованные стороны делают вид, что ничего незаконного не произошло. У законопослушных граждан логично возникает вопрос-мем «а что, так можно было?».

Таким образом, вся описанная схема взаимозачетов, по сути, рассчитана на выгоду «олигархического» бизнеса, который подчищает свои балансы и улучшает финансовое состояние. Ведь «Нафтогаз» должен заплатить за 2,06 млрд кубометров газа, полученного в 2006 году, не по тогдашним ценам, а по нынешним. И если на момент поставки стоимость добытого в Украине природного газа находилась на уровне 300 грн за тысячу кубометров, то сейчас по «схеме ПСО» НАК хочет заплатить «Укрнафте» по актуальному тарифу в примерно 9000 грн за тысячу «кубов» — то есть в 30 раз больше! Получается 17,9 млрд грн чистой переплаты.

Выходит, что мы, как законопослушные граждане, обязаны вовремя оплачивать все налоги и коммунальные платежи, и упаси Бог допустить задолженность за пару месяцев – начинают приходить «напоминалки». Тогда как Коломойскому, который, по сути, расхищает национальное достояние в миллиардных масштабах, за это ничего не будет много лет и десятилетий. Воистину, мелкая кража – это кража, а крупная кража – это уже «политика».

Отметим, в 2006-м главой правления «Нафтогаза» был Алексей Ивченко, пролоббированный на должность тогдашним президентом Виктором Ющенко. Именно при Ивченко в отечественном углеводородном секторе оказались возможны описанные денежные махинации. В выигрыше – структуры Коломойского, которые «держат» 42% «Укрнафты» и, таким образом, получают от схемы более $220 млн. прибыли за счет госбюджета. Акцентируем, такая схема была запущена именно в пользу группы «Приват», не зря ее тесно связывают с нынешними Зе-слугами. Ведь как иначе объяснить тот факт, что предоплату за газ без процентов и каких-либо гарантий дали исключительно Коломойскому, а не кому-то другому на долгие годы вперед.

В конечном счете нынешнее руководство НАК во главе с Коболевым при попустительстве «зеленой» власти и правоохранительных органов дарит деньги крупному олигарху (с которым борются уже и США), цинично заявляя: «Игорь Валериевич ничего не получает». Объективный же фактаж указывает на связь и подигрывание сегодняшнего главы «Нафтогаза» Андрея Коболева Игорю Коломойскому и их совместный интерес в этом деле.

По логике вещей, тут нужен был бы другой подход: государство инициирует банкротство задолжавшей «Укрнафты» и принимает решение о погашении ее долга на те самые 30 с лишним млрд. гривен за счет новой эмиссии акций, на которую государство подписывается на 100%. Вырученные средства в полном объеме идут государству, стратегически важная для страны нефтедобычная компания становится полностью государственной, и Украина избавляется от многолетних коррумпированных олигархических нахлебников. Подобные примеры есть в мировом опыте в избытке: так в 2008 году было сделано в США с проблемным промгигантом General Motors, так в Британии поступили в том же году с Royal Bank of Scotland.

Пока же Коболев (и вся «зеленая» власть) делает коррумпированным олигархам подарки за счет граждан и госбюджета. Так, на 2021 год планируются новые повышения коммунальных тарифов для бытовых и промышленных потребителей — видимо, в том числе для того, чтобы дальше финансировать сомнительные финансовые схемы. С Нового года газ для населения подорожал на 14% до 7,22 гривен/м3, плюс отменен льготный тариф на электроэнергию, и уже в апреле готовится очередное ее подорожание.

При попустительстве «органов»

По идее, такими комбинациями, тем более — проводимыми за счет госбюджета и налогоплательщиков, должны заниматься правоохранительные органы. Однако они преимущественно молчат — кроме разве что НАБУ и вышеупомянутого расследования. А ведь даже к положениям проектов соответствующих законов были серьезные претензии. Например, в заключении к законопроекту №4119 (ставшего законом №1006) Главное юридическое управление Верховной Рады писало: предложенный механизм является незаконным и неконституционным. А точнее — не соответствует Конституции и законам Украины, положения проекта выходят за пределы предмета правового регулирования закона о Государственном бюджете Украины.

Такое впечатление, что «комплект» из двух законопроектов готовился наспех, дабы поскорее удовлетворить «заказчиков» и успеть до закрытия 2020 налогового года. Как говорят наши источники в Кабмине, в прошлом году подобных законопроектов и постановлений правительства стало намного больше, притом некоторые из них были успешно приняты, поскольку имелась «политическая воля» (а проще говоря — давление первых лиц государства и их ключевых «спонсоров»).

Впрочем, и раньше различные госинстанции успешно закрывали глаза на попытки ограбить государство при помощи схем, связанных с ПСО и «Укрнафтой». Так, в июле 2017 года Окружной административный суд Киева (ОАСК) рассмотрел дело по иску «Нафтогаза» к Кабмину, в котором правительство обвинили в нежелании обеспечивать НАКу выплату компенсаций за ПСО. В ответ в Кабмине обратили внимание на норму Закона «О рынке природного газа», где зафиксировано право, а не обязанность правительства определять такие компенсации. Однако суд полностью удовлетворил иск. Решение принимали судьи Владимир Келеберда (председательствующий), Игорь Качур и Андрей Федорчук. Что интересно, Келеберду и Качура в ноябре 2020 года НАБУ объявило в розыск вместе с главой ОАСК Павлом Вовком и другими судьями по делу о создании в ОАСК преступной организации.

В августе 2019 года, в разгар смены власти в стране, Верховный суд отклонил кассационную жалобу Кабмина на этот иск «Нафтогаза». Решение принимали судьи Сергей Чиркин (председательствующий), Игорь Железный, Василий Шарапа. Страна должна знать своих «героев» поименно!

Наконец, в сентябре 2020 года Северный апелляционный хозяйственный суд (САХС) Украины остановил производство по апелляции Кабмина на решение Хозяйственного суда Киева от 28 февраля 2019 года о взыскании с правительства и Государственной казначейской службы 6,6 млрд грн в пользу «Нафтогаза» в качестве «возмещения ущерба», якобы причиненного отсутствием все той же компенсации по ПСО.

В столичном хозсуде указанное решение было принято под руководством судьи Виктории Джарты, известной своей склонностью открыто демонстрировать гедонизм: в ее декларациях — миллионы гривен наличными, дорогие авто, недвижимость в оккупированном Крыму. Она сделала карьеру во времена Януковича, а ее отец, Василий Джарты, тогда возглавлял Совет министров Крыма.

А в САХС закреплять правоту НАКа в «борьбе» против Кабмина помогала коллегия судей во главе с Аллой Демидовой, которой содействовали Ирина Ходаковская и Светлана Владимиренко.

Таким образом, пример истории с незаконным погашением многомиллиардных долгов «Укрнафты» (и решением проблем «Нафтогаза») за государственный счет и счет налогоплательщиков доказывает теперь уже очевидное: «зеленый шабаш» во власти идет полным ходом. В прошлом году мы уже увидели схемы и расклады, подобные которым можно найти разве что в период правления Януковича. Во власть и на «потоки» возвращаются структуры и персоны, которые даже тогда считались одиозными и непопулярными. А что в этом плане принесет 2021 год — можно только догадываться.

Читайте также по теме