Недавно представилась возможность узнать больше об особенностях общения между журналистами и чиновниками за рубежом. Как чиновники ищут и находят взаимопонимание с местными «акулами пера»? За что хотят «дать им по морде»? Чем польские журналисты отличаются от журналистов украинских? Ответы на эти вопросы «ГолосUA» искал на северо-западе Польши.
В курортном городке мэр мечтает «дать по морде» журналистам
Едва ли не самой показательной оказалась ситуация, возникшая в курортном городке Колобжег. Здесь Президент (а именно так называют мэра крупного города) обиделся на местный таблоид через публикацию. Собственно, Колобжег — небольшой город, но здесь есть свое кабельное телевидение, несколько газет и два интернет-издания. Одно из них — портал «Город Колобжег», который каждый месяц посещают более 2 миллионов потенциальных читателей. Материалы сайта иногда собирают воедино и печатают в бесплатной газете с тиражом 5-10 тысяч экземпляров. Это бесплатный таблоид, финансируемый из рекламы.
По словам редактора портала Роберта Дзембы, газета печатает немало материалов о городских событиях, поэтому и заработки имеет приличные (средняя заработная плата у журналистов — 2 тысячи злотых). «Хочу заметить, что наша газета очень критично относится к власти. Политики не могут спокойно спать из-за наших публикаций. Тот факт, что мы знаем друг друга и любим друг друга, не имеет влияния на то, что мы пишем. Наблюдаем за каждым шагом власти, знаем, что она делает, а если не знаем, то добудем информацию. Есть даже анекдот, что если президент Колобжега хочет узнать, что происходит в его исполкоме, то он заходит на наш сайт. Могу сказать, что материалом, который на днях появился в нашей газете, президент был очень недоволен», — сказал Р. Дземба. Как оказалось, он имел в виду публикацию о том, что на президента кто-то ненароком вылил краску. Но когда правоохранители начали выяснять, кто это сделал, то оказалось, что виновником стал маленький ребенок. «Какой президент, такое и покушение» — резюмирует издание.
Кроме сомнительной темы материала, подозрение вызывает также и фото президента. Как оказалось, оно было сделано тогда, когда чиновник находился в больнице. Поэтому когда мы попросили прокомментировать публикацию президента Колобжега Януша Громека, то он не скрывал своего частично справедливого возмущения, однако наговорил также много других довольно характерных вещей: «Журналисты, работающие в нашем городе, в большинстве случаев не являются профессионалами. И они злые. Правда такова, что я бы кое-кому дал по морде, но не могу. Роберт Дземба — странный человек. Он — злючка. Напечатал на страницах своей газеты мою фотографию, которая была сделана, когда я лежал в больнице и имел проблемы с сердцем. А написал о том, что я заходил в банковское учреждение и на меня капала краска. Таблоид, желтая пресса, словом. Я ему сказал пару «ласковых слов» за то, что он разместил такую фотографию, он извинился передо мной. Я считаю, что наши журналисты в грязных ботинках влезают в частную жизнь политиков», — сказал Я. Громек.
Он также заверил, что в Польше уже думают над тем, чтобы изменить законодательство о СМИ. «Это для того, чтобы все же журналисты в какой-то мере отвечали за свои слова и свои поступки. Журналист должен информировать, давать информацию. Пусть даст информацию о том, что я ем виноград. Но я ем виноград, а он напишет, что я кокосы здесь трескаю. Кстати, на сайте Дзембы к материалам пишут много комментариев. Месяц назад написали про меня что-то очень обидное. Я с этим обратился в прокуратуру. Сейчас правоохранительные органы ищут адрес того, кто это написал. Когда я узнаю, кто автор, обращусь в суд с гражданским иском. И буду требовать 10 тысяч злотых, которые пойдут на какой-то приют. Раньше я такого не делал, но уже «достали». Не буду этим паразитам всего разрешать. Я стараюсь не обижать других людей, но если кто-то все же донимает меня или мою семью, то если бы это было в 17 веке, я бы вызвал его на поединок и мы бы разобрались. Но эти добрые времена прошли, то нужно иначе решать вопросы, не на дуэлях», — подытожил Я. Громек.
Политик должен справиться с эмоциями
Совсем другую манеру поведения продемонстрировал бургомистр городка Голенев Роберт Крупович. Хотя ему журналисты тоже надоедают, однако чиновник «держит себя в руках» и тщательно «фильтрует» все, что говорит: «Я имею свое мерило демократии и считаю, что чем больше свободы имеет неправительственный сектор и СМИ, тем развитее демократия. Во-первых, мы доверяем и мы открыты, к нам всегда можно обратиться, мы верим в доступность, в прозрачность и нам нечего скрывать. Мы всегда готовы признать, когда допустили ошибку. Я откровенно говорю, что мы не разделяем журналистов на «хороших» и «плохих», все на равных правах получают информацию. Конечно, это очень сложная дружба между властью и журналистами. С человеческой точки зрения (говорю как человек при власти), политики и чиновники на материалы прессы реагируют как обычные люди, иногда их это задевает, иногда они оскорблены или просто переживают из-за каких-то обвинений. Но любой человек, который начинает публичную деятельность, должен осознавать, что будет подвергаться критике. С этими эмоциями человек, работающий в политике, должен справиться», — подчеркнул Р. Крупович.
Между тем, главный редактор местного издания «Газета Голеньовська» Лешек Озимек рассказал, что возглавляет газету вот уже 20 лет. Газета, конечно, является частной (коммунальных СМИ в Польше практически нет), поэтому хотя за эти годы изменилось немало бургомистров, редактор остается на своем посту (сравните с украинскими реалиями, где руководство местных ОГТРК меняется в зависимости от смены власти в стране).
«С чистой совестью должен вам сообщили, что в Голеневе уже 20 лет существует такая ситуация, когда журналисты действительно являются четвертой властью. Интересно то, что бургомистры менялись, а редактор газеты оставался и остается тот же. СМИ у нас все частные, мы не можем говорить о каких-то финансовых отношениях, имеем абсолютную честность в этом плане. В то же время не можем сказать, что все очень спокойно, по-разному бывает. Так, несколько дней назад мы имели такое дело, когда бургомистру пришлось высказаться по поводу ситуации, которую разгласила газета. Что касается наших отношений с властью, мы можем друг друга любить или не очень любить, но мы должны понимать, что мы работаем на благо нашего сообщества, и именно поэтому должны держать такое расстояние, такое прозрачное стекло, через которое разговариваем с властями. Можем улыбаться друг другу, но интересы общества должны быть превыше всего», — резюмировал Л. Озимек.
Судебные иски к журналистам — это неэффективно
Интересным было общение с вице-президентом (заместителем мэра) Щецина Кшиштофом Соской. Чиновник ранее работал главным редактором радио «Щецин». Затем, признается, решил, что пора попробовать влиять на события в стране, а не только информировать о решениях политиков. Говорит, что нынешняя должность для него — это возможность самореализации. А на вопрос, какие имеет отношения с бывшими коллегами, уверяет, что общение с журналистами очень конструктивное, а журналистский опыт не мешает, а наоборот — помогает лучше понять потребности представителей СМИ.
Относительно обид или конфликтов из-за публикаций то К. Соска лишь улыбается и говорит, что его достаточно сложно вывести из равновесия. «Я противник исков в суд на журналистов. Считаю, что это ни к чему не приводит, лучше строить позитивные отношения с журналистами. Иногда мы пользуемся положениями в законодательстве и требуем опровержения, если кто-то распространяет информацию, не соответствующую действительности. Но стараемся относиться к журналистам с как можно большим уважением и предоставлять им исчерпывающую информацию. Организовываем пресс-конференции по важным вопросам. Если журналисты занимаются вопросами, касающимися моей компетентности, то они имеют номер моего мобильного телефона. Я всегда беру трубку. Или перезваниваю, если не могу взять трубку как раз в тот момент», — рассказал К. Соска.
Для примера — в Украине недавно журналистское сообщество с возмущением обсуждало заявление пресс-службы Донецкой облгосадминистрации о том, что местных журналистов попросили не звонить чиновникам на мобильные телефоны, потому что это их, мол, нервирует и отвлекает от важных совещаний. Как видим, в польских чиновников другие приоритети. По крайней мере, они их декларируют: «Абсолютным приоритетом в нашей работе есть контакты со СМИ, ибо они являются посредниками в нашем общении с жителями города, с общиной, поэтому мы очень серьезно относимся к таким вещам. Бывают случаи очень острой критики. Но это нормально и мы всегда стараемся реагировать на критику», — подытожил К. Соска. К слову, у здания городского совета Щецина стоит хорошенький автомобиль, украшенный зеркалами — некий символ прозрачности польской политики. Мол, эффективное местное самоуправление — это движение, и не важно на какой машине ехать (а польские чиновники предпочитают бюджетные «Шкоды»), главное чтобы вперед.
Чиновники и СМИ: возможности взаимного «воспитания»
И хочется, и колется. Именно так можно охарактеризовать особенности общения журналистов и чиновников в Польше. Чиновники декларируют открытость и прозрачность, однако когда журналист своим материалом затрагивает их за «живое», то здесь могут быть разные варианты развития событий. Между тем все чиновники уверяют, что критика им очень помогает работать и без нее они не представляют своей жизни.
К примеру Колобжега добавим еще один — о нем услышали от бургомистра города Камень-Поморский Бронислава Карпинского. «Если говорить об отношениях с журналистами, то я бы сказал, что мы друг друга воспитываем, ведь должны вместе внедрять политику прозрачности. Имел недавно дело с журналистом, который о трех наших важных проектах написал негативные вещи. Я спросил его: «Неужели пан находится на стороне тех людей, которые делают добро, или пан как раз находится по ту сторону баррикады и желает уничтожить местный патриотизм, побуждает людей к апатии?». Так, власть всегда становится хуже, если ее не контролировать. Это обязанность журналистов, а наша обязанность — соблюдение норм этики в своей деятельности и тщательное информирование жителей через журналистов. Но это не освобождает ни журналистов, ни власть от того, что нужно следить за соблюдением норм морали», — отметил Б. Карпинский.
Он также сказал, что призывает журналистов не заниматься манипуляциями, а вместо этого просит их просто писать о фактах. Мол, люди не дураки, они интуитивно чувствуют, где добро, а где зло: «В материалах упомянутого журналиста я увидел злую волю … Зато критических статей есть сотни и я не могу себе представить существования власти без критики, без критических статей. Это нужно нам как воздух. Ибо добрые критические статьи, которые появляются в поисках истины, помогают нам каким-то образом корректировать свои действия. Если журналист напишет, что в какой местности есть проблемы с водоснабжением, то это для нас является своеобразным сигналом, необходимостью обратить внимание на то, в чем нуждаются жители. Свободная пресса нужна, ибо она дает возможность поиска, поиска правды, а правда всегда одна», — сказал бургомистр Камня-Поморского.