На днях глава Национального банка Украины Кирилл Шевченко заявил, что даже «не рассматривает» планы, при которых страна не получит помощь Международного валютного фонда. Уверенность в хороших отношениях с МВФ – это прекрасно, но почему без помощи международных органов Нацбанк бессилен исправить ситуацию в финансах?
По мнению многих аналитиков, в сложившейся ситуации во многом виновата политика самого Нацбанка. Долгие годы он закрывал глаза на то, как отдельные личности и целые команды фактически уничтожали национальную банковскую систему, неплохо зарабатывая на этом. Классикой стала история банка «Надра»: действия двух поколений акционеров привели банк в глубокий кризис, а топ-менеджеры, развалившие «Надру», продолжили успешную карьеру – и Нацбанк не видел в этом ничего странного.
В украинских СМИ неоднократно публиковались расследования о том, кто и как выводил деньги из несчастного банка «Надра». В двух словах напомним: акционеры и топ-менеджеры привлекали депозиты от населения и компаний, выводили их в виде кредитов «своим» людям, затем еще раз брали деньги – теперь уже от НБУ – и снова выводили в виде кредитов. Циклы повторялись, пока банк не обанкротился.
После этого «успешные» топ-менеджеры «Надры» отправились применять свои навыки в другие финансовые учреждения. Путь главного творца истории “Надры” неплохо прослежен журналистами. Сначала Дмитрий Зинков поытался возглавить “Платинум банк”. Для этого Зинков попытался “обелить” свое честное имя и подал заявление на восстановление своей деловой репутации. В преддверии этого шага он объяснял порталу Delo.ua:
“Для меня репутация — это то, что о тебе думают потребители на рынке, как о тебе отзываются конкуренты. Если по критерию «репутация» регулятор вводит ограничения, то этот критерий должен четко определяться. Если у НБУ появится желание и готовность определять репутацию не только по формальным признакам — я буду рад”.
Но, видимо, лихой банкир решил не испытывать судьбу и не проверять, насколько формально Национальный банк подходит к таким вопросам. “Платинум” сам отозвал заявление о репутации Зинкова. Настойчивый финансист пошел другим путем: возглавил PT Platinum Public Limited, на которую был записан банк. И в другом вопросе он тоже проявил завидную настойчивость: в 2017-м “Платинум” стал банкротом.
Несмотря на это, Дмитрий Зинков он не оставляет попыток вернуться в банковскую систему. В прошлом году он замахнулся на должность главы “Ощадбанка”. “На скамейке запасных еще остаются бывший зампред Ощадбанка Денис Киреев, возглавлявший в свое время кредитный комитет банка и который допустил формирование масштабного портфеля токсичных кредитов, а также Дмитрий Зинков, Игорь Францкевич, Андрей Стецевич, еще один действующий заместитель главы правления Ощадбанка, и Дмитрий Крепак”, — писало “Зеркало недели” о претендентах. Впрочем, пока Дмитрий на этой скамейке и сидит.
Его верная соратница, операционный директор убитой “Надры” Наталья Шелько устроила свою карьеру успешнее бывшего шефа.
Отметим, что еще до «Надры» она успела заработать репутацию хорошего исполнителя и надежного члена команды в VAB банке. В конце концов из банка было выведено боле 1,2 млрд гривен стабилизационного кредита – по крайней мере так считала генпрокуратура. А потом передумала и прошлым летом закрыла дело, несмотря на протесты НАБУ.
В 2015 году VAB банк стал банкротом, но Наталья к этому времени уже несколько лет работала в «Надре». Зеньков ей доверял полностью и назначил директором по операционной деятельности и информационным технологиям. Пока команда управленцев уверенно вела банк к банкротству, Наталья объясняла общественности, как важно развивать в стране науку и сохранять экологию.
Но ничто не вечно под луной: если из банка выкачивать деньги, рано или поздно их там не останется. Шесть лет назад НБУ решил ликвидировать «Надру». Не дожидаясь этого, Наталью уволили, но не за махинации, а по «сокращению штатов».
Обманутые вкладчики банка до сих пор пытаются вернуть свои деньги. Куда они ушли? Давайте посмотрим декларацию Натальи за 2017-й год, и многое станет ясным. В это время Шелько рулила департаментом операционной финансовой деятельности «Укрпошты». Маловероятно, что все свое состояние она заработала за полтора-два года на этой позиции (ее годовой заработок составлял 1,9 млн гривен), так что мы можем смело предположить, что в основном талантливый менеджер накопила до «Укрпошты».
Итак, перед нами:
Квартира на 157,4 кв м, купленная в 2014 году, во время работы в «Надре». Тогда же она приобретает машиноместо, общая стоимость объектов – почти 4,5 млн гривен.
Автомобиль Subaru Outback (куплен «в масле» в 2011), еще две машины записаны на мужа: Skoda Superb (куплен в 2016) и ВАЗ. Общая стоимость машин – 970 000 гривен. Все цены указаны на момент приобретения.
Пока негусто для топ-менеджера банка-банкрота, но дальше интереснее. Проценты от двух банков (видимо, с депозитов) – 1,8 млн гривен из «Ощадбанка» и 4,4 тыс. в «Раффайзен Банк Аваль».
Вклад в неназванном банке – 795 891 доллар. Вклад в «Ощадбанке» — 715 392 гривны. Наличка – 25 тыс. долларов. Вклад в «Раффайзен Банк Аваль» — 354445 гривен.
Итого, если взять средний курс гривны к доллару в 2017 году за 25,5, задекларированное состояние Натальи составляло 1 145 962 долларов без учета зарплаты в «Укрпоште». Перед нами – долларовый миллионер из обанкротившегося банка, обманутые вкладчики которого безуспешно пытались вернуть свои деньги через суд. Некоторым не удалось это до сих пор и они вынуждены напоминать о себе через СМИ.
В «Укрпоште» Наталья надолго не задержалась. Через два года после устройства на работу она уволилась, некоторое время занималась неизвестно чем (возможно, отдыхала от стресса – ей приходилось часто объяснять, почему «Укрпошта» задерживает выплаты пенсий).
Затем на ее страничке в Facebook неожиданно появляется реклама малоизвестного Sky bank. На странице банка о ней нет ни слова, но нам удалось выяснить, что она является вице-президентом Sky bank.
Эта организация со сложной судьбой. Сам банк называет себя «надежным украинским банком с иностранным капиталом» и 30-летней историей. Действительно, это один из старейших банков, основанный еще в 1991 году и ранее известный как «Регион банк». В 2016-м его выкупили казахи. Сразу же в банк набежала толпа казахских менеджеров, в том числе из банка БТА Украина – «осколка» некогда крупной империи казахского БТА банка. Одно время этот банк был крупнейшим в Центральной Азии, создал «дочек» в Украине, Беларуси, России, Турции, Грузии, Армении и Киргизии. В 2009 году владелец банка Мухтар Аблязов поссорился с казахскими властями и сбежал в Европу, прихватив с собой, по оценкам казахов, до 5,7 млрд долларов. Банк у него отняли и отдали другому казахскому олигарху, Кенесу Ракишеву. Осколки империи БТА выживали, как могли. Один из менеджеров БТА Украины купил «Регион банк», но оказался лишь посредником и вскоре перепродал уже Sky bank другому финансовому воротиле из Казахстана, миллиардеру Тимуру Турлову. С тех пор в банке прочно обосновалась казахская диаспора, среди которой обосновалась и Наталья Шелько.
Источники на рынке утверждают, что после «Укрпошты» она не просто «ушла в тень» на пару лет – в это время она и наладила контакты с казахскими олигархами. Судя по всему, эти связи крепнут. С недавних пор Наталья на своей странице начала еще рекламировать Freedom Finance Ukraine, принадлежащий тому же Тимуру Турлову. На сайте этой компании Натальи снова нет. Странная скрытность, не правда ли? Тем более, что, судя по международным базам данных, еще с 2019 года она занимает пост операционного директора и вице- президента Freedom Finance Ukraine. Такую фигуру стоило бы показать публично.
Непонятно, то ли Наталья убедила нового работодателя «не светить» её – стесняется она своего прошлого, что ли? Или у неё на Freedom и Sky bank те же планы, что и на «Надру», и она предпочитает оставаться в тени? Или новый наниматель взял её в расчете на специфические таланты, уже не раз продемонстрированные ею? В любом случае, нам кажется, НБУ и другим ответственным органом стоит внимательно изучить – чем же занимается госпожа Шелько на своих нынешних должностях. Очень не хочется, чтобы потом обманутые вкладчики уже казахского банка тоже вышли на улицы Киева, а НБУ тратил государственные деньги на оздоровление еще одного «сгоревшего» банка.