ГолосUA
16:24 31/03/2024

Какие ограничения для пользователей Телеграм вводят законопроектом 11115: кого это коснется и в каких случаях

Народные депутаты ВРУ от разных фракций в законопроекте о регулировании Telegram предлагают выдвинуть требования, которые эта соцсеть вряд ли выполнит. Таким образом, в дальнейшем откроется возможность признать его структуру собственности как непрозрачную, что будет иметь последствия для соцсети в Украине в виде, в частности, запрета использования госорганами, должностными лицами, банками и другими структурами, преимущественно государственными, пишет SUD.ua.

Это следует из зарегистрированного в Раде законопроекта 11115.

В частности, Telegram обяжут по требованию Национального совета раскрывать структуру собственности, а также источники финансирования, назначить своего представителя в Украине, запрещать распространение определенной информации, обеспечивать право на ответ и т.д.

Так, Telegram и другие подобные соцсети, которые не подпадают под юрисдикцию Украины или государства-члена ЕС, в течение 2 месяцев с даты вступления в силу нового Закона обязаны будут предоставить Национальному совету Украины по телевидению и радиовещанию информацию о контактных данных представителя.

«Поскольку вопросы соблюдения требований по собственности и финансированию со стороны государства-агрессора являются критическими, особенно во время вооруженной агрессии, законопроект предлагает установить законодательную презумпцию, что невозможность осуществить проверку из-за отсутствия коммуникации с провайдером (как из-за отсутствия представительства, так и из-за непредоставления истребованных документов) и информации) является основанием для признания структуры собственности такого провайдера непрозрачным», — подчеркивают авторы.

Хотя инициатор законопроекта, народный депутат Николай Княжицкий и отрицает, что цель его законодательной инициативы именно запрет Telegram в Украине, впрочем, требования, которые предъявят этой соцсети, будут такими, которые она, скорее всего, проигнорирует (судя по тому, что платформа не выполняла их в других странах). А в случае невыполнения на Telegram будут ожидать постоянные финансовые санкции и обращения в правоохранительные органы.

Напомним, что инициаторами законопроекта 11115 по регулированию деятельности платформ совместного доступа к информации, через которые распространяется массовая информация, выступили народные депутаты от разных фракций – от «Европейской солидарности» Николай Княжицкий, Ростислав Павленко, Михаил Бондарь, Иванна Климпуш-Цинцадзе, Ирина Фриз, София Федина, от «Слуги народа» Никита Потураев, Людмила Марченко, от «Голоса» Ярослав Юрчишин, Наталья Пипа, от «За будущее» Ирина Констанкевич.

Telegram станет субъектом в сфере медиа

Итак, в Законе о медиа дадут определение, что есть Telegram и другие подобные соцсети. Telegram будет определен в законе как платформа общего доступа к информации, через которую распространяется массовая информация (платформа, на которой создаются и функционируют учетные записи – страницы, каналы и т.п. пользователей, через которые распространяется массовая информация). Его отнесут к субъектам в сфере медиа.

Telegram и другие подобные соцсети будут обязаны представлять Национальному совету по телевидению и радиовещанию сведения о структуре собственности, заявления о внесении изменений в Реестр и обновленные сведения о структуре собственности.

Если Telegram не предоставит Национальному совету сведения о своем представителе в Украине или об открытом представительстве в любом государстве — члене ЕС, то его структуру собственности признают непрозрачной.

Также к онлайн-медиа отнесут телеграмм-каналы (в случае добровольной регистрации).

Telegram обязуют ограничивать информацию и публиковать опровержения

Далее в Закон «О медиа» будет добавлена статья 23-1, которая определит требования к Telegram и другим провайдерам платформ совместного доступа.

Они будут обязаны в частности: обнародовать в доступном для пользователей месте непосредственно на платформе и во всех связанных с платформой сервисах информацию о собственных контактных данных, на которые пользователи могут отправлять жалобы на распространяемую через платформу массовую информацию, что противоречит законодательству Украины;

предусмотреть в условиях пользования сервисом платформы запрет на распространение информации, нарушающей требования статей 36, 42, 119 настоящего Закона, требования законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о возможности остановки или прекращения пользования сервисом платформы общего доступа к информации лицам, нарушающим указанные требования;

на основании обращения Национального совета ограничивать распространение на территории Украины программ и/или пользовательской информации, в том числе пользовательского видео, нарушающих требования статей 36, 42, 119 настоящего Закона;

внедрить прозрачные и понятные механизмы оценки и направления владельцам страниц (учетных записей) на платформе общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация, обращений пользователей по информации, размещенной на такой платформе, что может нарушать требования законодательства и условия пользования, механизмы эффективного рассмотрения обращений и сообщения пользователям о результатах такого рассмотрения, а также обеспечить прозрачный, простой и эффективный механизм обжалования действий владельцев страниц (учетных записей) на платформе общего доступа к информации о рассмотрении обращений пользователей;

предусмотреть в условиях пользования сервисом платформы порядок реализации права на ответ или опровержение недостоверной информации и обеспечить информирование пользователей о факте и содержании опровержения или ответа наряду с соответствующим информационным сообщением с целью уведомления пользователей;

включать и внедрять в условиях использования сервисом платформы требования к распространению рекламной информации, а также обеспечивать пользователям возможность указывать, содержит ли их пользовательское видео рекламную информацию;

внедрять эффективные меры и инструменты медиаграмотности, повышать осведомленность пользователей о таких мерах; выполнять требования Национального совета, определенные настоящим Законом.

Ответственность для Telegram и других соцсетей

Авторы законопроекта предлагают исправить статью 114 закона, которая будет касаться ответственности провайдеров платформ. Так, Национальный совет имеет право применять меры реагирования к провайдерам платформ за значительные нарушения обязательств, предусмотренных ч. 1 статьи 23, частями 1-4 статьи 23-1 настоящего Закона (т.е. невыполнение в частности вышеперечисленных требований).

За значительные нарушения нарушения к провайдерам платформ применят штраф в размере от 5 до 25 минимальных зарплат в день совершения нарушения.

В случае выявления признаков нарушения провайдером платформ общего доступа требований, предусмотренных частями 5, 6 статьи 23-1 настоящего Закона, Национальный совет передает соответствующую информацию в правоохранительные органы и Уполномоченный ВР по правам человека для принятия мер. А именно, речь идет о нераскрытии Telegram по требованию Национального совета структуры собственности, а также источников финансирования в тех объемах, которые установит Нацсовет, или обработке персональных данных в коммерческих целях.

Также в законопроекте подчеркнуто, что во время вооруженной агрессии РФ исследование вопроса соблюдения требований к структуре собственности провайдером платформ общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация, может осуществляться Национальным советом по собственной инициативе или обращением органов, входящих в состав сектора безопасности и обороны. 

Кроме того, Telegram и другие соцсети должны определить своего представителя в Украине. Провайдер платформы общего доступа, подпадающий под юрисдикцию Украины или государства-члена ЕС, обнародует на своем веб-сайте и всех связанных с платформой сервисах данные о себе: наименование, адрес местонахождения, адрес электронной почты, номера контактных телефонов, информация о других средства связи.

Провайдер платформы, не подпадающий под юрисдикцию Украины или государства — члена ЕС, обязан обеспечить наличие в Украине полномочного представителя для осуществления коммуникации с Национальным советом, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Таким представителем может быть физическое лицо с должным образом оформленными полномочиями на представительство, и (или) официальное представительство в Украине, и (или) зарегистрированное в Украине юридическое лицо, более чем на 50% принадлежит такому провайдеру.

Как будут коммуницировать представитель соцсети с государством

Провайдер платформы сообщает Национальному совету контактные данные представителя для осуществления коммуникации немедленно после предоставления соответствующих полномочий или регистрации представительства или юридического лица. Соответственно, это будет иметь последствия для Telegram и других соцсетей.

Последствия для Telegram

Запрет на использование государственными органами и чиновниками.

В закон о медиа вводится статья 37-1 «Ограничения использования медиа для распространения массовой информации»В соответствии с ней государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также банки, предоставляющие другие финансовые услуги, платежные организации и/или участники платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, не могут использовать для распространения массовой информации платформы общего доступа к информации, структура собственности провайдеров которых непрозрачна, или действующих с нарушением требований, определенных статьей 23-1 настоящего Закона.

Следовательно, после признания Telegram «непрозрачным», его использование госорганами и чиновниками запретят. На компьютерном оборудовании (серверах, компьютерах), технических средствах электронных коммуникаций и хранении информации, конечном (терминальном) оборудовании, независимо от их местонахождения, полностью или частично используются для служебных целей (лицами, указанными в части первой настоящей статьи, запрещается хранение и использование каких-либо компьютерных программ, сервисов, связанных с платформами общего доступа к информации, структура собственности провайдеров которых непрозрачна, или действующих с нарушением требований, определенных статьей 23-1 настоящего Закона, а также запрещается использовать их для получения доступа к облачным услугам, связанным с такими платформами.

Для целей настоящей статьи служебными целями является проведение любых коммуникаций, связанных с исполнением служебных обязанностей, в том числе переписка, устные переговоры, использование публичных электронных реестров, использование данных, предназначенных для служебного использования.

Перечень платформ общего доступа, структура собственности провайдеров которых непрозрачна или действующих с нарушением требований, определенных статьей 23-1 настоящего Закона, а также перечень компьютерных программ, сервисов, облачных услуг, связанных с такими платформами, обнародуется Национальным советом на своем сайте после согласования с главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере облачных услуг.

В государственные органы и военные формирования, входящие в состав сектора безопасности и обороны в соответствии с Законом «О национальной безопасности Украины», установленные ограничения применяются с учетом особенностей, установленных Кабинетом Министров.

Порядок использования военнослужащими, работниками разведывательных и правоохранительных органов, компьютерных программ, сервисов, облачных услуг, связанных с платформами общего доступа к информации, структура собственности провайдеров которых непрозрачна, или действующих с нарушением требований, определенных статьей 23-1 этого Закона, устанавливается КМУ.

Также определено, что Национальный совет совместно с органом совместного регулирования определяет инструменты и механизмы реализации требований, представленных статьей 23 настоящего Закона к провайдерам платформ общего доступа к видео и требованиям, установленным статьей 23-1 к провайдерам платформ общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация.

Предметом совместного регулирования является определение требований к распространению информации, для которой законодательством предусмотрено регулирование содержания путем принятия кодексов (правил) создания и распространения такой информации.

При этом субъекты в сфере медиа добровольно берут на себя обязанность соблюдать эти требования, а Национальный совет признает, что эти требования достаточны для обеспечения общественных интересов.

К предмету совместного регулирования (сферы совместного регулирования) относится, в частности, определение инструментов и механизмов реализации требований, установленных статьей 23 настоящего Закона к провайдерам платформ общего доступа к видео и требованиям, установленным статьей 23-1 к провайдерам платформ общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация.

В Украине на платформах общего доступа ограничивается доступ к программам иностранных линейных медиа, распространение которых на территории Украины ограничивается в соответствии с требованиями статьи 121 настоящего Закона.

Национальный совет на основании сообщений государственных органов, юридических и физических лиц или по собственной инициативе обращается к платформам общего доступа к видео, платформам общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация с просьбой ограничить доступ к таким программам на территории Украины.

Кроме того, в законе о центральных органах исполнительной власти по освещению деятельности министерств и других ЦОИВ предусмотрено, что министерства и другие центральные органы исполнительной власти информируют о своей деятельности через собственные вебсайты, веб-страницы в социальных сетях, платформы совместного доступа к видео, другие медиа кроме тех, которые могут использовать органами государственной власти согласно Закона Украины «О медиа».

В законе о банковской деятельности предусматривается, что банк не может использовать для информирования клиентов и других лиц платформы общего доступа к информации, на которых создаются и функционируют учетные записи через которые распространяется массовая информация, структура собственности провайдеров которых непрозрачна, о чем Национальный совет Украины вопросов телевидения и обнародовала объявление в соответствии с Законом «О медиа».

В законе об облачных услугах вводится запрет обработки информации, составляющей государственную тайну, служебной информации, государственных и единых реестров, создание и обеспечение функционирования которых установлено законом, с помощью облачных ресурсов и/или связанных центров обработки данных (являющихся правообладателями, администраторами или связанными другим способом) с платформами общего доступа к информации, структура собственности провайдеров которых непрозрачна, о чем Национальный совет обнародовал объявление в соответствии с Законом Украины «О медиа».

Ранее в Раде зарегистрировали законопроект о контроле над Telegram.

Читайте также по теме