В 2018 году украинские компании посредством «серых» и «черных» полулегальных таможенных схем реализуют поставки товаров за рубеж, которые позволяют до 30% валютной выручки оставлять за пределами украинского государства. Чиновники могли бы вернуть эти деньги в экономику Украины, но не делают этого.
Об этом в эфире программы «Право на голос» заявил финансовый аналитик Алексей Кущ, передал корреспондент ГолосUA.
«30% валютной выручки, которая могла бы работать на экономику Украины, остается за рубежом, на зарубежных счетах, в низких налоговых юрисдикциях. С помощью контролируемых зарубежных компаний до 30% валютной выручки оседает за рубежом и это уже приводит к огромным потерям (для госбюджета – авт.). Наш экспорт, по данным Нацбанка, за 2017 год составил 40 млрд долларов, то есть 30% или 12 миллиардов мы получаем косвенных потерь. Это условно законные действия. Весь мир сейчас борется с этим. Но в Украине это происходит потому, что, в частности, мы еще не приняли все европейские конвенции. И эта ситуация приводит к непрямым налоговым потерям потери и недопоступлению той валюты, которая могла бы заходить на украинский рынок», — говорит аналитик.
Эксперт добавил, что сегодня украинским компаниям-экспортерам удается работать в так называемой «серой» зоне Плана BEPS (Base erosion and profit shifting), который приняли страны Большой двадцатки с целью ухода от размывания базы налогообложения. План BEPS также направлен против выведения прибыли из страны без налогообложения или с минимальными налоговыми ставками.
«Если рассмотреть потери, которые Украина несет вследствие неэффективной таможенной системы, их можно разделить на две категории. Это прямые потери. Сюда стоит отнести налог на добавленную стоимость, который начисляется на импортные товары, которые ввозятся на территорию Украины. Соответственно, если в Украину идет поток «серого» или «черного» импорта… Напомню, «серый» этот тот, который завозится через легальные пункты таможенного досмотра, но при этом занижается таможенная стоимость товара. В результате завезенный из Китая килограмм обуви может стоить 50 центов, что в десятки или в сотни раз меньше реальной стоимости. «Черный» импорт, который присутствует у нас на рынках, в торговых точках, его называют еще «чистой контрабандой», с которой вообще не были уплачены никакие таможенные сборы и платежи. Кроме того, к таким потерям относятся и такие таможенные пошли и сборы, которым облагается товар. Это прямые потери. К прямым потерям можно отнести еще и эффективное возмещение НДС. Наша фискальная модель построена таким образом, что она якобы стимулирует экспорт товара за рубеж. В результате наши экспортеры получают возмещение НДС внутри страны. Это стимулирует экспорт сырья и полуфабрикатов. Эта система превратила нашу страну в продавца зерна, подсолнечного масла и металла», — говорит А.Кущ.
Эксперт добавил, что украинское государство должно бороться с «размыванием» налогооблагаемой базы и с контрабандой. Но для начала борьбы нужна политическая воля.
«Украине никто не мешает наладить эффективный контроль на таможенных пунктах пропуска. Но пока это не сделано, можно увидеть, как происходит неконтролируемое таможней движение товара на примере алкоголя и сигарет. Кстати, на сегодня Украина считается одним из крупнейших поставщиков контрабанды сигарет. Европа наводнена нашими сигаретами. Но дело не в людях, которые в сумках несут через границу сигареты. Везут из Украины фурами. Когда фура заезжает на украинский таможенный пункт и показывает по документам товар, допустим, на 10 тыс. долларов, то уже на венгерском таможенном посту водители предоставляют документы о товаре на сумму в 10 раз больше. То есть на нулевом километре уже за таможенным пунктом Украины количество сигарет резко возрастает. Но венгерские таможенники не уполномочены проверять акцизные марки на украинском товаре и его количество. Поэтому есть два пакета документов, один показывают в Украине, другой – в Венгрии. И об этом все знают, особенно в Западной Украине. Тут нет никакого секрета. Единственное, что мешает навести порядок – отсутствие элементарной политической воли, и то, что часть денег от контрабанды уходит в Киев», — добавил эксперт.
Ранее сообщалось, что из-за процветающей на таможне коррупции Украина ежегодно теряет более 4 миллиардов евро. Об этом сообщает DW. Так, об этом говорится в расследовании издания Süddeutsche Zeitung, опубликованном в понедельник, 6 августа.
Отмечается, что указанная сумма – это более одной десятой всей доходной части бюджета и в 2 раза больше той суммы, которую Украина в 2018 году хочет получить от МВФ, ЕС и Всемирного банка. Süddeutsche Zeitung, опираясь на документы, таможенные и транспортные накладные, описывает махинации, применяемые в Украине для ухода от пошлин. Ввозимые в страну товары в процессе таможенной регистрации меняют маркировку. К примеру, зонтики превращаются в щетки или зеркала – только на одной партии груза государство теряет тысячи евро. По даным издания, к махинациям причастны сотрудники полиции, прокуратуры и СБУ. Для нелегальных сделок образуются новые фирмы, которые контролируют люди из окружения сотрудников таможни, прокуратуры и полиции.
Отмечается, что согласно результатам проведенного PricewaterhouseCoopers (PwC) опроса, в 2018 году со случаями коррупции и взяточничества столкнулись 73% украинских компаний — в сравнении с 56% респондентами в 2016 году. При этом в мире это показатель в среднем составляет 25%. Треть опрошенных компаний в Украине заявили, что в последние два года получали предложения дать взятку. В целом, почти половина респондентов считает, что имела дело с экономическими преступлениями — на 5% больше, чем два года назад. По данным PwC, самыми распространенными из таких преступлений в Украине остаются, наряду с коррупцией и взятками, незаконное присвоение активов (62% в 2016 году, 46% — в 2018 году) и мошенничество в сфере закупок (25% и 33%).
Напомним, в июле премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что поступления в государственный бюджет от растаможивания товаров на Одесской таможне после усиления борьбы с контрабандой, за период 20-26 июня, выросли в два раза.