В Киеве долги за коммуналку только с начала 2016 года выросли в 1,5-2 раза (см. инфографику). И это без учета задолженности предприятий ЖКХ.
Значительное повышение цен на коммунальные услуги в последнее время стало одним из базовых факторов внутренней политики.
Более того, некоторые политические силы попытались использовать в качестве тарана социальное возмущение новыми платежками, но пока подорожавший пар ушел в свисток.
Сегодня напряжение никуда не делось, оно будет расти пропорционально увеличивающейся задолженности населения. Все последние «революции» в Украине происходили в столице и их ядром закономерно выступали киевляне. Поэтому экономическое самочувствие именно жителей столицы является точным индикатором возможной протестной активности в недалеком будущем.
Помимо прямых экономических причин, напомним читателям базовые юридические предпосылки возможного социального взрыва:
— В Украине за последние несколько лет успешно создано законодательное поле, позволяющее оперативно взыскивать задолженность за коммунальные услуги даже без судебной процедуры, просто по приказному предписанию.
— Сроки оспорить судебный приказ ничтожно малы – не факт что вы успеете его оспорить.
— В Украине создана негосударственная исполнительная служба, которая далека от сантиментов социальной справедливости и чиновничьей нерасторопности.
— С каждым годом возможность самостоятельно защищать свои права в суде у украинцев будет ограничиваться. с 2017 года исключительно адвокат сможет представлять интересы стороны в судах кассационной инстанции и Верховном суде Украины, с 2018 – в судах апелляционной инстанции, с 2019 – в судах первой инстанции, с 2020 года это правило начнет действовать для органов государственной власти и местного самоуправления. Понятно, что при отсутствии средств оплатить свои коммунальные услуги, защитить свое право в суде должник не сможет.
— Руководители жеков и коммунальных предприятий несут прямую ответственность за взыскание задолженности. Если они не будут прибегать к взысканию долгов, то обязаны будут покрыть убытки компаний за свой счет.
Кстати, должникам сказочно повезло после повышение минимальной зарплаты Кабмином до 3600 грн. Теперь сумма долга, из-за которой может взыскаться жилье должника, увеличится с 13 78 грн. до 36 000 грн. – десять минимальных зарплат.
Конечно, субсидии помогут снизить напряжение, но ни не спасут от другой проблемы – надвигающегося инфраструктурного коллапса инженерных сетей – трубопроводов и канализации. С каждым сезоном все чаще отключают не только горячую, но и холодную воду, чтоб хоть как то поддержать напор в батареях, коммунальщики врезают дырявые монеты – уменьшаю подачу воды, но увеличивая напор.
Страдают все — и плательщики, и должники. Для решения этих проблем нужны не десятки, а сотни миллиардов гривен, которых нет, и не предвидится.
А пока правительство не только повышает тарифы, но и химичит с формульными расчетами, путая множители и возводя коэффициенты в квадрат. И мы вынуждены платить за 19 дней отопления как за 27. Таким нехитрым способом только в октябре коммунальщики положили себе в карман порядка 3 млрд. грн.