Комитет избирателей Украины охарактеризовал вступительную кампанию 2011 года как непрозрачную, закрытую, и такую, которая несет непредсказуемость распределения государственного заказа среди вузов.
Такое мнение выразила руководитель проекта «Кампания по общественному наблюдению за объективностью и беспристрастностью процедур поступления в высшие учебные заведения в 2011 году» Комитета избирателей Украины (КИУ) Наталия Линник в интервью «Зеркалу недели. Украина».
По ее словам, в ходе наблюдения за вступительной кампанией и в результате предоставления первичных правовых консультаций мониторы КИУ показали определенные тенденции.
«Первая — проблемы, связанные с корректированием государственного заказа», — отметила Н.Линник.
Эксперт рассказала, что абитуриенты жаловались на то, что в определенных вузах количество мест по государственному заказу менялось по устным приказам ректоров в ручном режиме в течение всего периода приема документов.
Другим значительным нарушением прав поступающих было намерение МОНМС сделать достоянием гласности окончательный госзаказ после завершения вступительной кампании. КИУ считает, что это нарушает права абитуриентов, особенно малообеспеченных: поступающие должны быть проинформированы о распределении госзаказа значительно раньше, чем «завершение вступительной кампании».
Также Н.Линник подчеркнула, что ситуация с непрозрачностью, закрытостью, непонятностью и непредсказуемостью распределения государственного заказа среди вузов является прямым нарушением прав как вузов, так и абитуриентов. И если некоторые вузы могут взять частичный карт-бланш через неформальные связи, немного «подкорректировав» распределение мест государственного заказа в ручном режиме под конец периода приема документов, отсортировать «своих» и предоставить им возможность поступления за определенные преференции, — то талантливые дети из малозащищенных слоев населения вообще теряют шанс получить высшее образование по избранной ими специальности из-за неимения средств на обучение по контракту.
В нескольких вузах существовала высокая вероятность незачисления на государственное место абитуриента, набравшего даже больше 800 баллов. Такая ситуация сложилась из-за бонусирования МАНовцев и олимпиадчиков. Например: в Киево-Могилянской академии на факультет права предусмотрено 15 бюджетных мест, однако если учесть, что 29 абитуриентов имеют право на внеконкурсное поступление, а 31 абитуриент имеет выше 800 баллов, то поступление «простых» абитуриентов становится невозможным. В Волынском национальном университете им. Леси Украинки на исторический факультет с 25 бюджетными местами подано 639 заявлений, то есть конкурс составлял 26 заявлений на одно место. С другой стороны, многие специальности до сих пор не дождались абитуриентов для полного набора по государственному заказу. Такая ситуация объясняется многими факторами, однако самый существенный из них — задержка с обнародованием госзаказа этого года.
Еще одна проблема вступительной кампании — система «Электронное поступление». Она прогрессивна по своей цели, но нуждается в значительном усовершенствовании на нормативно-правовом уровне и на уровне практического внедрения. Во время запуска системы у многих абитуриентов возникли технические проблемы, к тому же с ее помощью можно было подать документы не во все вузы.
Как выяснилось, приемные комиссии некоторых университетов тоже оказались не готовыми к «Электронному поступлению». Бывали случаи, что заявки от абитуриентов не подтверждали на протяжении десяти дней. Когда же абитуриент звонил по телефону и спрашивал, в чем проблема, ему отвечали, что зарегистрировать через «Электронное поступление» его просто не успели. Повторная подача заявки не давала желаемого результата, а приемная комиссия советовала принести документы персонально. Поэтому целесообразно было бы разработать определенный механизм привлечения к ответственности членов приемной комиссии, которые не выполняют возложенные на них обязанности, связанные с электронным поступлением.