Коммунистическая партия Украины предоставила КСУ основанную на анализе положений Конституции Украины, международных правовых актов и выводов Венецианской комиссии, бесспорную аргументацию, подтверждающую неконституционность отдельных положений Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».
Об этом говорится в письме КПУ к Конституционному Суду.
«Правовое обоснование позиции Коммунистической партии Украины относительно неконституционности отдельных положений Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» от 9 апреля 2015 № 317-VIII основывается на следующем. В соответствии с требованиями статьи 8 Конституции Украины нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Вместе с тем, Закон Украины от 9 апреля 2015 № 317-VIII противоречит ряду положений Конституции Украины и создает существенные правовые коллизии», — говорится в письме.
В обращении также сказано, что в Законодательстве Украины речь идет о конституционно закрепленном запрете создания и деятельности политических партий и общественных организаций, а не о запрете определенной идеологии как таковой.
«А поскольку перечень ограничений деятельности политической партии прямо и исчерпывающе прописаны в Конституции Украины, то есть основания полагать, что вопрос запрета коммунистической и национал-социалистической идеологии может быть, прежде всего, предметом конституционного регулирования, а не предметом обычного закона. Итак, запрет коммунистической символики (и идеологии) не мог быть осуществлен на основании Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», — уточняется в сообщении.
Следует отметить, Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) и Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ 18-19 декабря 2015 году на 105-м пленарном заседании приняли совместный промежуточный вывод относительно Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики ».
В пункте 111 настоящего промежуточного вывода указано: «Согласно части 5 статьи 3 Закона № 317-VIII, политические партии не могут быть субъектом избирательного процесса, если компетентный центральный орган исполнительной власти признает их деятельность нарушающим Закон.
«Такое ограничение является вмешательством в осуществление членами этих партий или организаций права избираться. Оно также косвенно затрагивает право избирателей (поскольку лишает их возможности голосовать за членов партий, на которые распространяется норма). Оно, несомненно, является вмешательством в осуществление права на свободные выборы гарантированное статьей 3 Протокола I Европейской конвенции и статьи 25 Международного пакта и охватывает право политических партий и их кандидатов участвовать в выборах (см. Также Статью 38 Конституции Украины) », — считают в КПУ.
Из изложенного следует, что нормы Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» не соответствуют Конституции Украины.
В письме акцентировано внимание и на том, что согласно статье 22 Конституции Украины права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией, не являются исчерпывающим: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
Также внимание КСУ обращают на то, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.
«Закон вводит санкции, которые являются непропорциональными законной цели, которую он преследует. Любое объединение, которое не соблюдает требований Закона Украины от 9 апреля 2015 № 317-VIII, может быть запрещено, что проблематично, учитывая право каждого человека на свободу объединений. Проблема стоит особенно остро, когда речь идет о политических партиях, которые играют ключевую роль в обеспечении плюрализма и надлежащего функционирования демократии. Запрет политическим партиям участвовать в избирательном процессе или их роспуске должны рассматриваться только как крайняя мера, к которой прибегают в исключительных случаях.
Полномочия государства лишать статуса эффективную организацию политических субъектов, в любом контексте, представляет собой серьезное ограничение права на свободу объединений. Ряд ключевых норм Закона Украины от 9 апреля 2015 № 317-VIII являются проблематичными с точки зрения их соответствия требованиям четкости и предсказуемости. Поэтому запрет любого объединения на основе этого Закона кажется таким, который нарушает положения статьи 11 Европейской конвенции и статьи 22 Международного пакта (свобода объединений)», — подчеркнули в письме.
Также отмечается, что Венецианская комиссия указала, что «(…) государство должно очень осторожно использовать имеющуюся у нее возможность распустить политическую партию или запретить ее создания и должна делать это только в крайних случаях.
Из обращения стало известно, что Венецианская комиссия и ОБСЕ / БДИПЧ предоставила Украине такие рекомендации, направленные на совершенствование Закона Украины от 9 апреля 2015 № 317-VIII:
a) Символика: для обеспечения ясности и конкретности, Закон должен содержать менее обширный и исчерпывающий перечень запрещенной символики;
b) Пропаганда: это понятие должно быть четко определенным, особенно, когда оно применяется в целях криминализации определенных действий;
c) Возражения преступлений: соответствующие положения должны быть связаны с конкретными преступлениями, а не просто указывать на «преступную природу» режима в целом, что является слишком расплывчатым;
d) Санкции: только те действия, которые составляют действительную угрозу обществу, должны влечь за собой уголовную ответственность, которая должна быть пропорциональной тяжести совершенного преступления. Простая демонстрация символики или использование названия не должны караться лишением свободы;
e) Запрет объединений (в том числе политических партий): в Законе следует четко указать, что запрет любого объединения является крайней мерой, к которому можно прибегать только в исключительных случаях, пропорционально тяжести преступления. Это касается, в первую очередь, политических партий в свете их важной функции в демократическом обществе.
«Необходимо обратить внимание на тот факт, что на заседании Венецианской комиссии сами представители Правительства Украины от имени Украины приняли на себя обязательства привести декомунизацийне законодательство в соответствие с европейскими нормами», — уточнили в обращении.
Кроме того, КПУ обратила внимание Конституционного Суда Украины на то, как в других странах — Чехии, Венгрии, Молдове и Польше в частности — признавались неконституционными нормы законов, которые осуждали коммунистический режим.
«Конституционные суды этих четырех стран критически отнеслись к законам, запрещающие использование определенных политических символов, признали их неконституционными частично (Чехословакия, Польша) или в целом (Венгрия, Республика Молдова) и потребовали от законодателей пересмотреть указанные законы в установленный срок в соответствии с решениями этих судов», — особо отметили в обращении.
Кроме того, Компартия Украины предоставила КСУ многочисленные факты, свидетельствующие о грубейших нарушениях прав и свобод человека, вызванных применением положений Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики»
В КПУ уверены, что Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» от 9 апреля 2015 № 317-VIII должен быть признан неконституционным в той части, в которой он противоречит Конституции Украины, решениям Нюрнбергского трибунала, резолюциям ООН, осуждающим пропаганду и распространение нацизма и фашизма, и выводам Венецианской комиссии.