Политика нынешних польских властей в отношении Украины ранее существенно отличалась от предшественников, потому что сейчас к власти там пришли деятели правого толка, для которых вопросы языка и исторического прошлого имеют большое значение, и они не намерены вести ту либеральную политику, которая велась при президентстве Комаровского.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил исполнительный директор отдела "международной политики" Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля.
"Польские власти во время Майдана 2004-2005 годов, не реагировали на идеологический крен в сторону национализма в Украине, поскольку тогда ещё в Польше к власти не пришли правые. Лех Валенса, который активно принимал участие в оранжевом Майдане, теперь оказался для нынешней польской власти изменником польского народа. Соответственно и тон политики в отношении Украины сменился с достаточно лояльного на более требовательный в вопросах языка и исторического прошлого", — заявил политолог.
Вместе с тем, В. Воля отметил, когда состоялся Майдан 2004-2005 гг., в Польше не рассчитывали, что ситуация в Украине для них развернется совершенно иначе, чем они могли предположить, и что правая идеология здесь найдет себе многочисленных сторонников. Поэтому нынешние польские власти в отношениях с Украиной решительно отказались от политики предшественников, и перешли к ультимативному тону, о чем можно судить по заявлениям, которые недавно сделал глава польского МИДа Витольд Ващиковский.
Также эксперт отметил, что подобного рода проблемы по вопросам исторического прошлого сложились у Польши не только с Украиной, но к примеру, с Литвой. Но отношения с Литвой носят более мягкий характер в силу того, что оба государства входят в состав Евросоюза и являются партнерами по НАТО, тогда как Украина не входит в состав Евросоюза. Следовательно, она не является для Польши равноправным партнером, и с ней можно общаться свысока.
"Отношения в области исторической памяти между Варшавой и Вильнюсом тоже имеет свой болезненный аспект. К примеру, история с Вильнюсскими воротами, а также с памятником Орлятам во Львове, изображение которых появится в польских паспортах в 2018 году. Это обострило в Польше отношения как с Литвой так и с Украиной. Но характер этих конфликтных ситуаций не одинаков, потому что Литва – это партнер Польши по Европейскому Союзу и НАТО. К тому же, обе страны ранее сосуществовали в рамках Речи Посполитой, что также несколько смягчает отношения. Украина не является членом Евросоюза, поэтому польские власти общаются с Украиной в покровительственной и несколько пренебрежительной манере, поскольку её голос не влияет на глобальные политические процессы", — рассказал политолог.
В. Воля обратил внимание на то, что такая политика Польши в отношении Украины обусловлена заинтересованностью Украины в помощи со стороны Польши в процессе евроинтеграции, а не наоборот. Это, в свою очередь, дает польской стороне на правах регионального лидера, возможность выдвигать определенные требования к Украине. Но это не значит, что у Польши нет подобных конфликтов с другими её соседями — конечно, они есть. В мировом контексте они достаточно мелки, поэтому и не попадают в поле зрения украинцев.
Напомним, что в последнее время у Украины обострились отношения со своими западными соседями, как по языковому вопросу, так и по вопросам исторического наследия. Когда споры по языковому вопросу с Венгрией утихли, возникли конфликты с Польшей по вопросам героизации УПА. Результатом чего являются заявления главы МИД Польши Витольда Ващиковского о том, что Польша не будет допускать на свою границу людей с антипольскими взглядами, которые носят форму СС. Политик выдвинул ультиматум, что если Украина не прекратит заигрывать с украинским национализмом, то Польша будет блокировать её вступление в Евросоюз.