Вала поддержки томоса в Украине нет, есть грозовое молчание со стороны других православных церквей.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил политолог Алексей Якубин.
По мнению политолога, в Украине есть проблемы с получением томоса.
«Сами организаторы ПЦУ чувствуют сейчас некую нервозность. По их мнению, Константинопольский патриарх мог бы организовать и больший вал поддержки томоса. Однако приветственных писем нет. Есть грозовое молчание других православных церквей», — почеркнул А. Якубин.
По его словам, 14 православных церквей уверены, что такие вопросы должны решаться всеми церквями, а не только Константинопольским патриархом, который не является Папой Римским. Все православные церкви имеют своих патриархов, и они всегда согласовывают свои совместные решения.
Политолог добавил, что негативная реакция на получение томоса в Украине была со стороны Антиохийского патриарха, а от его позиции многое зависит. Мы слышали также мнению со стороны сербской церкви и со стороны польской церкви. Грузинская церковь сейчас изучает этот вопрос. Александрийский папа и другие древние патриархи считают, что происходит ситуация за гранью каноничности. Варфоломей пытается перекроить 300 лет истории, по сути, их выбросить.
«Ситуация очень странная. Я не исключаю, что в будущем это может быть точкой раскола среди православных церквей. Константинопольский патриарх не согласовывает свои действия с сестринскими православными структурами. Скорость, с которой это делает Константинопольский патриарх, а также в контексте политизации этой религиозной темы, можно предположить, что Варфоломей только усилил церковный раскол в Украине.
Томос мы получали несколько раз, теперь проект томоса обратно увезли в Стамбул. Там не было нужных подписей, и были допущены фактические ошибки. По факту если вчитаться в текст томоса, то этот документ не является томосом о полной автокефалии. Константинопольский патриарх создает в Украине свою митрополию, это гибридная автокефалия. По факту вновь созданная церковь ПЦУ находится в полном подчинении Стамбулу», — резюмировал А. Якубин.