Принятый украинским парламентом в июне 2018 года закон о Нацбезопасности не отвечает нормам Конституции, но Конституционный суд постарается не разбираться с этим.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразил политолог Алексей Якубин.
«То, что этот закон принят почти в преддверии будущих выборов, это не просто так. Президент пытается себе в контексте будущих выборов усилить контроль над всем силовым блоком и тем самым создать для себя какие-то возможности, полностью сосредоточить весь силовой блок на себе. Насколько это законно – тут есть много вопросов, потому что, приняв закон о Нацбезопасности, он отменил три закона, которые до этого существовали, которые регулировали эту сферу, в том числе исключив из сферы вопросов Нацбезопасности и вопросы защиты языка, и так далее. Этим законом он национальную безопасность сосредоточил более узко, в свою очередь, можно говорить о государственной безопасности. И по факту то, что произошло расчленение этих полномочий, это во многом действительно противоречие с Конституцией», — описал ситуацию эксперт.
А.Якубин добавил, что закон позволит Администрации Президента «усилить влияние на весь оборонный комплекс. Закон действительно расширяет полномочия Президента по влиянию на то же Министерство внутренних дел, на Минсоцполитики, на Нацгвардию, кроме тех ведомств, на которые Президент имел и имеет влияние».
Политолог также отметил, что Конституционный суд в том составе, как он есть сейчас, не будет разбираться с нормами закона о Нацбезопасности.
«Нужно понимать, насколько в принципе Конституционный суд будет способен на это реагировать. Мы видим, что Конституционный суд во многом продолжает двигаться в фарватере власти и я не исключаю, что, возможно, до выборов Конституционный суд на изменение полномочий власти никак не будет реагировать. И этот закон расширяет функции Президента, которые ему в контексте безопасности не свойственны – в том числе, в пунктах о распределении власти», — отметил А.Якубин.
Напомним, 21 июня 2018 года Верховная Рада приняла закон № 8068 о национальной безопасности Украины. «За» проголосовали 248 народных депутатов. Согласно документу, расходы на оборонный сектор составляют не менее 5% от запланированного объема ВВП, причем как минимум 3% — на финансирование сил обороны. Предполагается, что сектор безопасности и обороны — система органов государственной власти, которая в том числе включает госорганы специального назначения с правоохранительными функциями.
Законопроект вводит гражданский контроль сектора безопасности и обороны. Гражданские высокопоставленные лица (президент, парламент, правительство и другие), а также общественность имеют право контролировать сферу обороны. В частности, на что направляются деньги. Исключение — только проекты с грифом «государственная тайна».