Вероятность того, что концессия в морехозяйственном комплексе Украины может превратиться в очередную раздачу госимущества очень высока, считает кандидат экономических наук, заведующая отделом развития производственной инфраструктуры ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» Елена Никифорук.
Об этом сообщает новостной портал "Источник".
/> "Такая вероятность очень высока. Например, передача в концессию лучших угольных шахт компании ДТЭК Рината Ахметова в реальности стала бесплатной их передачей в пользование на 50 лет. Бесплатной потому, что инвестиции, которые направлялись в поддержку мощностей этих шахт, зачислялись как концессионные платежи. То есть государство ничего не получило от такого применения механизма концессии", — пояснила ведущий научный сотрудник «Института экономики и прогнозирования НАН Украины» Ольга Ляшенко.
При этом в ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины» считают, что сам механизм концессии – это лучший вариант государственно-частного партнерства. В частности, по словам Елены Никифорук, для портовой отрасли концессия является приемлемой, потому что портовая отрасль имеет огромный потенциал, который используется только на десятую часть.
"Однако нынешняя законодательная база имеет много «подводных камней», которые позволяют использовать концессию не в государственных интересах. И если учесть, что для успешной реализации концессионных намерений в портах СКМ пролоббировала кандидатуру человека Рината Ахметова — Александра Лагошы на пост руководителя МТП «Южный» (порт в 2013 году реорганизован в стивидорную компанию ГП «МТП« Южный»), который и подготовил к передаче в концессию перевалочный комплекс, проект по дноуглублению начался также под его руководством, то можно сделать вывод, что в концессию передаются не убыточные, а именно наиболее прибыльные объекты", — уверена Елена Никифорук.
По мнению ученых, концессия в украинских условиях лишь частично напоминает настоящий концессионный механизм, который успешно применяется во всем мире.
"Законы у нас приближены к мировым стандартам, а вот подзаконные акты, которыми в основном регулируются финансовые потоки, формулируются конкретные условия и требования передачи в концессию — как правило, не публичны и выписываются под конкретные частные структуры. Такой была практика последних лет в Украине", -подчеркнула О.Ляшенко.
В 2013-2014 гг. в дноуглубление акватории МТП "Южный", а также в реконструкцию глубоководных причалов государство инвестировало свыше 1,5 млрд. грн. Любые подобные вложения, по мнению ученых, должны быть компенсированы через концессионный платеж, который должен определяться на так называемой компенсационной основе.
"Он должен быть, как минимум, таким, чтобы за определенный период времени государству были возвращены средства, вложенные в строительство объектов, которые передаются в концессию", — пояснила Е.Никифорук.
Кроме всего прочего, ученые обратили внимание на возможную монополизацию некоторых рынков в случае передаче крупных морских портов частному капиталу.
"Что касается конкретно передачи в концессию объектов портовой инфраструктуры по перевалке угля, то критически важным является недопущение дальнейшей монополизации рынка угля и смежного с ним рынка электроэнергии, на которых монополистом является ДТЭК. Высокая степень монополизации этих рынков, их непрозрачность крайне обострили угрозы энергетической безопасности страны. Дальнейшая концентрация энергетических активов этой компанией (или подставными компаниями) абсолютно недопустима", — резюмировала О.Ляшенко.
Ученые высказали уверенность, что в настоящее время в связи с обострением угроз энергетической безопасности, необходимостью усиления контроля государства за энергообеспечением страны, приватизацию, передачу в аренду или концессию энергетических активов временно целесообразно приостановить.