На украинском фармацевтическом рынке существуют проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности. Об этом в интервьюинформационному агентству «Интерфакс-Украина» заявила директор по маркетингу и продажам ПАО «Фармак» Сусана Халилова.
«Да, у нас есть такая проблема, например, в отношении «Корвалола», — отмечает С.Халилова. — «Корвалол» — это бренд, который «Фармак» развивал с 60-х годов прошлого века, формировал у потребителя ассоциацию. «Корвалол» — это не название молекулы, это название бренда, но сегодня на рынке есть еще один «Корвалол» от другой компании. В нашем понимании — это вне закона».
Использование названия своих брендов другими компаниями ПАО «Фармак» рассматривает как нарушение не только интеллектуальных, но и имущественных прав.
«Мы выводим около 20 препаратов в год, это генерики. И мы понимаем, что такое развитие бренда. Строить свой бренд на основе чужого в разы дешевле и легче, ведь у потребителя уже есть четкая ассоциация с молекулой. Кроме того, потребитель не всегда понимает разницу между продуктами, технологиями производства, качеством сырья, уровнем контроля качества», — заявляет С.Халилова.
Фармацевтические компании, которые работают на украинском рынке должны уважать интеллектуальную собственность конкурентов, и не использовать ее в своих целях, говорит директор по маркетингу и продажам ПАО «Фармак.
«Никто не говорит о том, что нельзя производить корвалол как лекарственное средство, но называть его нужно иначе, потому что таким брендом владеет именно «Фармак». Не могу сказать, сколько сейчас компаний производит подобный продукт с другим названием, но мы сталкиваемся с «корвалолом» конкурента, и хотелось бы, чтобы все участники рынка понимали, что это нарушение закона. Выводить на рынок продукт с хорошо известным названием гораздо легче, даже если вставить в бренд название своей компании, ведь потребители не очень понимают разницу», — подчеркивает С.Халилова.
Тем временем, ПАО «Фармак» продолжает инвестировать значительные средства в создание, продвижение и защиту своих брендов, отмечает С.Халилова.
«С юридической точки зрения есть формулировка: «хорошо известная торговая марка». С точки зрения маркетинга — есть понятие бренда. Это то, во что компания вкладывает деньги и что является ее активами. Для фармрынка это особенно актуально, ведь мы работаем на рынке как генерическая компания. После того, как на оригинальную молекулу заканчивается патент, появляется много желающих производить генерики, и каждая генерическая компания соответственно создает свой бренд. В любом генерическом бизнесе бренд — это маркетинговые активности, которые направлены на узнаваемость бренда. Мы стремимся к тому, чтобы у потребителя была четкая ассоциация с «Фармаком», — подытожила С.Халилова.
Напомним, исторически название «Корвалол», который выпускается с 1960 года, принадлежит именно компании «Фармак». «Корвалол» был создан Киевским химико-фармацевтическим заводом имени Ломоносова, чьим правопреемником является ПАО «Фармак».
В Украине право использования названия «Корвалол» защищено с 1993 года. А в 2004-м – обозначение «Корвалол» уже было признано хорошо известным именно в отношении ПАО «Фармак». В 2017-м году это решение было подтверждено Апелляционной палатой Министерства экономического развития и торговли Украины.
Тем не менее, конкуренты ПАО «Фармак» не оставляют попыток выпускать свои лекарства также под названием «Корвалол». Фармацевтическая фирма «Дарница» в 2004-м году выпустила свой седативный препарат под названием «Корвалол-Новый-Дарница». Но впоследствии была вынуждена переименовать его в «Дарвилол», поскольку торговый знак «Корвалол» принадлежал ПАО «Фармак». Но уже в 2005-м компания «Дарница» зарегистрировала свой препарат «Корвалол-Дарниця®», и с тех пор реализует его вместе с препаратом «Корвалол CORVALOLUM» ПАО «Фармак».
В данное время нарушение интеллектуальных прав в отношении обозначения «Корвалол CORVALOLUM» рассматривается в украинских судах.