Конец года – время подбивать итоги работы правительства и результативность инициатив. На этом фоне Денис Монастырский стал одной из самых примечательных фигур парламента, да и власти в целом, правда основная заслуга в этом принадлежит не так Монастырскому, как его предшественнику. Ведь один из самых любопытных вопросов, не утихающих уже полгода с момента самого его назначения – а сможет ли Монастырский обуздать и сохранить империю Авакова, или же она провалится в тартарары (да, даже после ухода с должности имя Авакова звучит на порядок громче любых представителей правительства). Однако, похоже полет Монастырского не задался. И так, что стало с Министерством внутренних дел, и что не так с инициативами его нового главы?
С самого начала стало понятно, что для МВД после ухода Авакова настали тёмные времена. Тогда новая, изрядно распиаренная программа, на которую было затрачено время, конечно, выглядела прекрасно, если бы не один существенный недостаток — от предыдущей она отличалась лишь нескольким синонимами и «драматическими вензелями», а это означало, что кроме пиара в данном действе ничего не было. Да и представленная новая команда Монастырского вызвала серьезные опасения – среди «новых лиц» ни профессионалов, ни людей, имеющий опыт по профилю. В который раз общество наблюдало театральную постановка на тему «светлое будущее не за горами», но один взгляд за кулисы, даже мельком, и становилось понятно, что новое руководство не понимало, что за механизм у них в руках и что с ним делать. И, к сожалению, дальнейшие инициативы главы Министерства только подтверждают это, а к концу года, когда дело дошло до Госбюджета-2022, ситуация и вовсе накалилась до предела. Новый бюджет предусматривает резкое сокращение расходов на МВД, при том, что финансы и кадры и уже сейчас стали одной из основных проблем МВД, а глядя на статьи нового Госбюджета очевидным становится, что остаются непокрытыми даже базовые потребности структуры.
Так, например, законом Украины «О Госбюджете на 2022 год» для ГСЧС по общему фонду предусмотрены расходы в сумме 15,4 млрд. грн., что на 460 млн. грн. или на 3% больше по сравнению с 2021 годом. Однако есть несколько «но». Увеличение предусмотрено только на оплату труда с начислениями (денежное обеспечение и заработная плата для 63 тыс. человек), но это увеличение не позволит повысить уровень денежного обеспечения личного состава (то есть, для повышения на 1 000 грн. зарплаты необходимо 1 млрд. грн.). При этом все остальные показатели бюджета остаются крайне низкими. Несколько примеров… Бюджет для ГСЧС на 7 млрд. грн. меньше показателей Бюджетной декларации на 2022-2024 года. Такое положение вещей грозит катастрофой в работе ведомств МВД в грядущем году. Нацгвардии, например, из-за жёсткого недофинансирования и вовсе придётся остановить набор контрактников, даже больше — придётся увольнять людей из-за невозможности элементарно платить им зарплаты. Это в период агрессии РФ. О какой профессиональной армии можно говорить в такой ситуации?
При этом стоит отметить, что ситуация с финансированием усугубляет кадровый коллапс. За последнее время в ведомствах МВД серьезно усилился отток кадров в целом. Взять, например, Нацпол. Например, Харьков – тут в патрульной полиции уже некому выходить на смену. «Ежедневно в город выезжает 51 экипаж патрульной полиции. И больше у меня нет. И по состоянию на данный момент хочу сообщить, что у меня за последние 10 месяцев уволилось в полтора раза больше работников, чем за прошлый год», — сообщает начальник патрульной полиции в Харьковской области Алена Стрижак. Причина недобора персонала — низкая заработная плата. Сам министр заявляет о нехватке сотрудников, которая, по его словам, составляет 10-30%, зависимо от региона. Хотя официальные цифры как всегда занижены, да и проблема не только в количестве, но и в качестве – смена режима обернулась тем, что профессионалов и людей с опытом (если брать, скажем, руководство среднего звена) попросту вытеснили, прикрывая это баснями о чистках. При этом обеспечить зарплатами на данных момент руководство Министерства оказалось не способным даже тот состав, что имеется на данный момент – на зарплаты просто нет бюджета. А после решения проблемы, предложенного министром, ситуация начала усугубляться. Так, глава МВД предложил полицейским перспективу дополнительной работы охранниками: «Это возможность использования нерабочего времени полицейскими, для того, чтобы он мог иметь возможность дополнительного заработка», — заявил Монастырский на пресс-брифинге. Следом за данным предложением министра в рядах Нацпола покатилась волна возмущения — «Аваков, вернись!», ведь условия работы становятся невыносимыми, жалуются офицеры.
Во-первых, после данного заявления, напрашивается вопрос: насколько руководство МВД знает законы, ведь закон «о полиции» запрещает сотрудникам Нацпола любую другую деятельность кроме полицейской. Второй вопрос, насколько министр знаком с условиями работы офицеров, предлагая подобные инициативы. Стоит напомнить, что рабочий день сотрудников полиции достигает 10-12 часов при 6 дневном графике работы. К тому же само по себе высказывание министра полностью демотивировало сотрудников полиции, что может иметь негативные последствия для работы структуры. Ведь в то время, когда весь цивилизованный мир всячески пытается поощрять и мотивировать правоохранителей и в плане финансовом, и в плане их статуса, репутации в обществе, в первую очередь для повышения эффективности их работы и работы структуры в целом, в Украине о важности мотивации забывают на прочь. А такая халатность может привести с одной стороны к бунтам, с другой – к тому, что правоохранители действительно уйдут работать в охрану, только частную, ведь там и условия лучше, и зарплата – выше. То есть отток кадров усилится в разы, что в свою очередь обернется беспределом на улицах и хаосом. Учитывая сложные времена для Украины – экономический кризис, война на Востоке, постоянное внешнее давление, развал системы внутренних дел (а пока мы движемся именно по этому пути) граничит с госизменой. Это преступление против собственного народа.
С другой стороны, появилась проблема политизации структуры. Попытки «договориться» с МВД для решения теневых вопросов велись уже давно, однако при Авакове система сохраняла независимость от органов власти. Теперь же МВД может постигнуть та же участь, что и СБУ или ГБР, выполняющих «внутренние» заказы власти, ставших карманными армиями. Эту ситуацию мож существенно подогреть зарплатный вопрос. Так из внутренних источников в системе доносятся тревожные звоночки — появилось лазейка, чтобы подталкивать сотрудников на незаконные действия. Власть использует полицию, как инструмент для сведения счетов с неугодными и с врагами, а потребность в деньгах может подтолкнуть офицеров согласиться на «предложение» (принудительное, к слову).
По большому счету, Монастырский допустил серьезный промах во время защиты статей расходов Госбюджета на систему МВД — 350 тысяч служащих системы МВД и их семьи оказались под ударом. Собственно, за всю каденцию Авакова наблюдался стабильный рост зарплат офицеров. Так, в 2015 минимальный размер финансового обеспечения составлял 2100 грн, в 2017 – достиг 6000 грн, а с начала 2020-го – 10 000 грн. После прихода Зеленского, когда все деньги в бюджете закладывали на «Большую стройку», Аваков находил возможности выбить доплаты для системы МВД. А с началом эпидемии COVID-19 потребности в дополнительном финансировании резко выросли. Все совещания при участии Президента и премьера Аваков постоянно начинал и заканчивал ковидными доплатами полицейским, спасателям, гвардейцам и медикам МВД. А на одном из заседаний КМУ он даже устроил сильнейший скандал, когда деньги из Ковидного фонда перераспределялись на пиарные стройки власти, а не на реальные выплаты для людей – а ведь именно на них, людях, основывается государство. В конце концов, у правоохранителей есть семьи, и они каждый день рискуют жизнью и здоровьем. К сожалению новое руководство не просто аморфное, своими действиями оно в который раз демонстрирует, что его целью не является и никогда не являлось развитие системы МВД и государства. В итоге: удобный Банковой министр и не пикнет про дополнительные деньги из бюджета, чтобы можно было больше распилить на стройках. А полицейские и спасатели уже пачками пишут рапорты на увольнение.
Вот так, когда ко власти приходят непрофессионалы, все то, что исправно работало годами, может быть уничтожено за считаные дни. И МВД стало, к сожалению, ярким примером. Слаженно работающая годами империя, ставшая в последние годы фактически оплотом стабильности в государстве, в грядущем году может оказаться просто вышедшим из строя механизмом в руках профанов.