В большую часть столичных школ доступа у первоклашек нет
«Лишь 26% киевских школ оказались доступными для первоклассников», — рассказала Татьяна Дейнюк, эксперт Центра экспертизы образовательных реформ.
Опираясь на данные Департамента образования и науки КГГА, эксперт отмечает, что образовательная сеть Киева включает 510 общеобразовательных учебных заведений, из которых только 117 (26%) являются средними общеобразовательными школами I-III ступени. Именно они принимают первоклассников без вступительных испытаний, без стрессов и переживаний, чем выполняют один из принципов качества школьного образования – равный доступ. Остальные учебные заведения, которые имеют в своей структуре первые классы, а это – 144 (32%) специализированные школы, 33 (7,3%) лицея, 46 (10,2%) гимназий, — каждую весну ведут активный отбор талантливых шестилеток.
Согласно отчету Департамента образования и науки КМДА, в 2014-15 учебном году прием в первый класс проводился в 372 учебных заведениях, а прием в первый класс на конкурсной основе проходил в 199 общеобразовательных учебных заведениях, что составляет 53,5%. Таким образом, более чем в половину школ Киева первоклассники не имеют свободного доступа, — подытожила эксперт. Более того, отправляя детей в первый класс таких учебных заведений, дети фактически обречены проходить конкурсный отбор несколько раз: при поступлении в 1-ый класс, при поступлении в гимназию (переход в 5-ый класс) и при поступлении в 8 класс лицея.
Татьяна Дейнюк отметила, что проблема поступления в первый класс возникает не первый год. Родители постоянно обращаются с жалобами о нарушении порядка приема детей на обучение в специализированные школы, лицеи, гимназии, что подтверждается информацией, размещенной, в том числе, на официальном сайте Департамента образования и науки, молодежи и спорта г. Киева.
Основные нарушения состоят в том, что типы большей части учебных заведений не приведены в соответствие к требованиям статьи 9 действующего Закона Украины «Об общем среднем образовании»: в первую очередь, наличие классов, которые не отвечают заявленному статусу заведений; проведение конкурсного отбора детей в классы начальной школы гимназий и лицеев; сомнительные собеседования с детьми в специализированных учебных заведений, основу которых составляют гуманитарные программы.
Но складывается впечатление, что кроме фиксации жалоб граждан и проведения совещаний, департамент никак не реагирует на сложившуюся ситуацию. Нарушения повторяются, первоклассники проходят конкурсные отборы, чтобы воспользоваться своим правом на образование.
По мнению эксперта, систему начального образования (как в Киеве, так и в Украине в целом) необходимо реструктуризировать. А именно:
— вывести начальную школу из структуры гимназий, лицеев, специализированных школ;
— запретить конкурсный отбор первоклассников в специализированные школы, особенно филологической направленности; исключение могут составлять только те школы, которые работают по художественно-эстетическим программам и где необходимы творческие способности ребенка;
— создать такую сеть учебных заведений, которая способна будет обеспечить всем детям первого класса свободный доступ к образованию.
Очевидно, что Департамент образования и науки КГГА не выполняет основные функции, возложенные на него государством: обеспечение условий для реализации равных прав граждан Украины на образование, социальную защиту детей дошкольного и школьного возраста.