По закону, охрану особо важных объектов имеют право осуществлять только государственные компании.
Об этом в интервью Gazeta.ua заявил Генеральный директор Государственного предприятия "Управление ведомственной военизированной охраны" Тарас Чекурда.
В частности, он сообщил, что в 2013 году были внесены изменения в Положение о ведомственной военизированной охране, вступившие в силу в ноябре 2013 года. «Со вступлением в силу этих изменений, единственной законной ведомственной охраной в структуре Минэнерго стало Управление "ВОХОР". Теперь по закону должен планомерно осуществиться переход ведомственной внутренней охраны этих предприятий назад в состав ГП «Управление «ВОХОР»», — сказал Чекурда и добавил, что «за один год работы нам удалось взять под охрану Одесскую ТЭЦ, Николаевскую и Херсонскую ТЭС. Организована охрана особо важных объектов электроэнергетики и нефтегазовой сферы ПАО "Укртрасгаз", ГП "Ядерное топливо»».
По словам Чекурды, в настоящее время около 20% предприятий энергетической отрасли перешли под охрану ГП «Управление «ВОХОР». «Нам еще предстоит выполнить большой объем работ. В наших планах — взятие под охрану ряда объектов нефтегазового комплекса и комплекса атомной энергетики, в первую очередь, это — "Укрэнерго", "Укргидроэнерго", некоторые ТЭЦ, «Укргаздобыча»», — сообщил гендиректор компании.
В то же время, руководитель «Управления «ВОХОР» сообщил, что «мы столкнулись с активным нежеланием руководства некоторых госкомпаний передавать свои объекты под охрану нашего госпредприятия — они предпочитают содержать собственную охрану или работать с частными охранными фирмами. Но это противоречит и нормам закона и в большинстве случаев — просто экономически нецелесообразно. Ведь содержание собственной службы охраны, администрации для организации ее работы — почти всегда дороже для предприятия, чем нанимать охрану "ВОХОР". Кроме того, по условиям наших контрактов с предприятиями-партнерами, мы обязаны возместить им стоимость убытков, скажем, в случае хищения с охраняемых объектов. Понятно, что ни одна собственная служба охраны предприятия такой ответственности нести не может. Все это особенно важно в условиях экономического кризиса в стране …».
Чекурда отметил, что «самая сложная ситуация — в нефтегазовом комплексе, потому что все его объекты правдами и неправдами де-факто были выведены из государственной собственности и сейчас находятся в своеобразной "буферной зоне", порождая множество споров — это все-таки государственные об объекты или уже частные структуры? Фактически, мы имеем дело с большим сопротивлением и нежеланием возвращать эти предприятия под контроль государства».
В качестве примера он привел ситуацию: «Недавно одна большая государственная газодобывающая компания в обход Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок" провела редукцион по закупке услуг систем безопасности на своих объектах — это такой вид тендера, который проводится в ускоренном варианте … Компания утвердила процедуру закупки 4 декабря этого года, а объявление предложений в редукционе произошло уже 9 декабря. В нем приняли участие 4 охранные компании. В результате, победителями торгов были признаны две частные структуры, которые и раньше оказывали охранные услуги этой госкомпании. При этом победители редукциона в сумме предложили услуги стоимостью почти в 132 млн. грн., что больше ценового предложения одного из участников торгов, не допущенного к финальному конкурсу, на 20,5 млн. грн.».
Фактически, отметил Чекурда, тендер на оказание охранных услуг общей стоимостью более 130 млн. грн. в год разыграли две частные структуры, которые охраняли объекты этой компании еще при прошлой власти. «Я против того, чтобы стратегические объекты отдавали под охрану частным структурам, думаю, их надо снова вернуть под охрану государства. С точки зрения интересов страны и безопасности наших граждан — это будет абсолютно правильное решение — особенно в условиях фактической войны с Россией», — заявил Чекурда.