Те, кто питает иллюзии о присутствии в политике хоть какой-нибудь морали, расслабьтесь, вы ошиблись дверью. Урок истории на все времена гласит: макиавеллизм для политики, что воздух для человека. И Ливия лишь очередное тому подтверждение.
Победе над Каддафи ликуют все. Простые американские ребята, котрые еле в состоянии найти штат Оклахома на карте США, рады, что свергли еще одного «нелюда» в Ираке, Иране, Афганистане. Ой, простите — в Ливии.
Их более образованные собратья из НАТО довольны тем, что альянс оказывается еще чего-то стоит и даже, будучи далеко не в лучшем финансовом и моральном состоянии, может достигнуть какой-то цели.
Отдельно от всех празднует президент Франции Саркози. Бонапарт нашего времени первым кинулся в бой и в итоге не только возродил революционную гордость французов, но и победил! Как же все-таки ему фартит перед президентскими выборами: главный конкурент Доминик Стросс-Кан устранен, Каддафи – низвергнут.
Остальные ребятки из Великобритании, Италии и т.д, живущие в экономике, далекой от их мечты, в нетерпеливом стостоянии как можно быстрее добраться до ливийского нефтяного пирога. И Франция с помощью серого кардинала войны в Ливии — США, уже спешит ухватить наибольшую его часть. Ведь совершенно случайно оказалось, что между «повстанцами» и Парижем еще весной был заключен коммерческий нефтяной договор.
Правда, мы же совсем забыли про самих ливийцев. Кстати как они? Как им живется и что они об этом всем думают? Ходили слухи, что при Каддафи у них были зарплаты по тысяче долларов, выдавалось бесплатное жилье, различные пособия, была бесплатная медицина и образование. Вряд ли им так же весело жилось, когда в стране властвовала монархия, итальянцы, американцы и французы.
Многих до сих пор тревожит вопрос, в чем собственно причина всей этой арабской весны, которая охватила Египет, Тунис и другие страны? Безусловно, в первую очередь – это бедность и коррумпированность этих стран, протест против которых тунисский торговец овощами Мохаммед Буазизи решил выразить через саможжение. Однако Ливия?
Коррумпированная? Может быть. Но бедная? Как- то язык не поворачивается. Вроде бы государственность и суверенность у них тоже не отнимали. Надоел сам Каддафи за 40 лет? Это можно понять. Но с другой стороны, между нами говоря, неужели хоть одна арабская страна когда-нибудь отличалась тягой к парламентаризму? Не особо.
Сейчас все либералы станут кричать, что вот время пришло, бомба демократии взорвалась, люди, наконец, осознали, насколько это важно и т.д. Да, частично они правы, сохранять закрытые общества в условиях информационной революции намного тяжелее, чем раньше, когда почту приносили голуби. Но давайте не будем заниматься самообманом: если люди не тяготели к открытому обществу 50-100 лет назад, они не станут этого делать сейчас. Арабские народы, которые являются одновременно и мусульманскими, всегда отличались готовностью схватиться за оружие и защищать интересы своего государства. Этого качества у них не отнять. Однако, как правило, они боролись во имя кого-то, то есть с целью поставить потом какого-нибудь монарха на престол.
Конечно, в любом обществе есть и всегда будут недовольные — и в Ливии они, по всей видимости, тоже присутствовали, возможно, в их главе стояли обиженные недовыплатой нефтяных долларов экс-кумовья Каддафи. И просто грех было не воспользоваться недовольствиями в соседних Тунисе и Египте и не начать разборки.
Сродни химической реакции, свою выгоду в ситуации усмотрела Франция, США и Великобритания, которым Каддафи, особенно Вашингтону, где половина, если не больше, Белого Дома известной национальности, ну очень не нравился. Особенно эта антипатия развилась после того, как в период между 2007 и 2008 годами крупные компании, такие как «ExxonMobil», «Petro-Canada», «Repsol» (Испания), «Total» (Франция), «ENI» (Италия), и «Occidental» (США) были вынуждены подписать новые соглашения с NOC, на значительно менее выгодных условиях, чем те, которые у них были прежде, и в общем вынуждены были заплатить $5,4 млрд в качестве аванса. Кому ж такое понравится?
В итоге победила дружба. Шутка. Как всегда победу одержал личный интерес. Личный интерес Франции и президента Саркози, в частности. Личный интерес США убрать неудобного соперника. Личный интерес Британии показать, что их страна способна на что-то и может добраться до нефти. Личный интерес неупомянутого, но тоже заслуживающего внимания Израиля, которого Каддафи ненавидел. Личный интерес ливийцев, обиженных полковником.
Самое забавное, что приходим опять с того же с чего мы и начали. В политике нет морали. Выигрывает тот, на чьей стороне больше денег и больше ресурсов. Причина всех военных интервенций опять же заключается только лишь в деньгах и ресурсах. Об этом знают все, но почему-то мало, кто решается об этом сказать. В конце концов, на заметочку господину Саркози, Бонапарт закончил не лучшим образом.
Ливийцам же стоит пожелать, чтобы они сумели воспользоваться личным интересом других и сформировать свой собственный стойкий личный интерес, улучшив, прежде всего, свою жизнь. Такое ведь тоже иногда случается.