Хорошие отношения между учителем и учениками ведут к снижению агрессии среди школьников.
Об этом свидетельствуют данные исследования ученых из Кембриджского университета, Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета Торонто, сообщил N+1 со ссылкой на Journal of Youth and Adolescence.
Исследование охватило более тысячи школьников в возрасте от 9 до 11 лет, у которых в этом возрасте появились новые учителя.
Ученые анализировали данные о семьях более чем из 80 стран, которые собирались для проекта Zurich Project on the Social Development of Children and Youths в течение 10 лет. В его рамках учителя и ученики заполняли анкету, в которой рассказывали о своих взаимоотношениях друг с другом — например, они оценивали такие суждения, как «у меня хорошая связь с этим ребенком/учителем». Кроме того, в опросе принимали участие и родители, которые рассказывали о том, как относится учитель к их ребенку и наоборот, как ребенок относится к преподавателю.
Поведение учеников оценивали учителя и родители, сообщая, ведут ли себя дети агрессивно, вызывающе, просоциально (было ли поведение направлено на принесение пользы окружающим), а также испытывают ли они волнение, депрессию, проблемы в поведении, не связанные с агрессией и симптомы синдрома дефицита внимания. Кроме того, ученики сами давали оценку своему эмоциональному состоянию и поведению.
Оказалось, что если и ученики, и учителя говорили о хорошем отношении друг к другу, поведение таких учеников было на 18% более просоциальным и на 38% менее агрессивным по сравнению с теми, чье отношение друг к другу не совпало.
Кроме того, ученики, которые относились к учителям позитивно, демонстрировали на 56% менее вызывающее поведение — например, они реже спорили и были менее мстительными.