Статут Гаагского трибунала предусматривает самостоятельное проведение расследования и предъявления обвинений лицам, совершивших преступления против человечности.
А значит, не исключено, что обвиняемыми могут оказаться и представители украинской власти, считает лидер Общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
Как известно, 29 января Совет министров иностранных дел ЕС принял заявление о событиях в Украине. «Совет призывает украинские власти безотлагательно предпринять целенаправленные правовые шаги, которые позволят Международному уголовному суду рассмотреть возможные преступления против человечности, совершенные на территории Украины в 2014−2015 годах», — говорится в нем.
4 февраля Верховная Рада приняла обращение в Международный уголовный суд (МУС) о признании Украиной его юрисдикции «относительно преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации» и другими лицами, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан.
«Как видим, в отличие от украинского парламента, ЕС не определяет заблаговременно виновных в этих преступлениях, будь то конкретные лица или какая-либо из сторон конфликта. Следует учесть и то, что, если Международный уголовный суд принимает дело в производство, он проводит расследование самостоятельно и его прокурор сам решает, кому предъявлять обвинение. Именно такой порядок предусмотрен уставом МУС. А значит, не исключено, что обвиняемыми могут оказаться и представители украинской стороны», — написал Медведчук в своем блоге.
Со слов общественного деятеля, особое внимание надо обратить на тот факт, что МУС «может очень долго думать над тем, возбуждать ли производство».
«Так, в случае с Грузией, которая обвиняла Россию и Южную Осетию в аналогичных преступлениях, суд раздумывает уже 6 с половиной лет. В случае с гражданской войной в Колумбии МУС раздумывает больше 10 лет. За это время стороны полувекового конфликта даже предприняли некоторые шаги для урегулирования ситуации. Так что никакие обращения в международные суды и другие инстанции не заменят мирного диалога ни с собственными гражданами, ни с Россией», — резюмировал Медведчук.