По мнению Виктора Медведчука, правительство планирует устранить одно из последних проявлений социального государства – дотирование пассажирских перевозок на железных дорогах. «От внимания общественности, отвлеченной на обсуждение продукции Hyundai, ускользают глубинные процессы, происходящие в отрасли, – написал лидер общественного движения «Украинский выбор» в своем блоге на сайте «Корреспондент». – Уже несколько лет украинская железная дорога готовится к «реформам».
Автор блога отмечает, что главная цель реформ на УЖД (т.е., ликвидация убыточности в сфере пассажирских перевозок) идет вразрез с интересами общества и государства. По мнению Медведчука, нынешняя убыточность пассажирских перевозок – это не следствие проблемы в управлении компанией, но одна из отличительных характеристик социального государства. «Истинная ценность компании для государства заключается отнюдь не в доходе от продажи билетов», – подчеркивает лидер общественного движения. Ведь пассажирские перевозки являются доступным, безопасным и комфортным видом транспорта, имеющим большое социальное и инфраструктурное значение.
Железная дорога, где компенсация убытков традиционно осуществляется за счет высокорентабельных грузовых перевозок, целенаправленно ведется к разделению на профильные компании, каждая из которых сама будет обязана обеспечивать рентабельность своей работы. «Похожий путь прошли тысячи государственных предприятий, в которых убыточные направления отделялись от прибыльных. Нерентабельная часть почти всегда приходила в упадок, а доходные подразделения после недолгого государственного хозяйствования, в конце концов, приватизировались и продолжали приносить прибыль частным владельцам», – напоминает Медведчук.
«А что касается грузовых перевозок, за них беспокоиться нечего, – считает политик. – Прибыльная часть УЖД, освободившись от пассажирского бремени, обречена на успех. Вот только ради этого частного успеха в жертву будут принесены интересы общества и государства».