Возобновление строительства метро на Виноградарь в Киеве обойдется бюджету на 8 млрд грн дороже, чем планировалось.
Об этом говорится в сообщении Государственной аудиторской службы Украины в результате аудита финансовой деятельности коммунального предприятия «Киевский метрополитен».
«Просроченный долг в 4 млрд грн, отсрочка строительства важной транспортной артерии столицы и подорожание на 8 млрд грн — результат «бизнес-схем» недобросовестного подрядчика АО «Киевметрострой» и бездействия столичной власти», — сказано в сообщении.
Как выяснили аудиторы, «Киевметрострой», который в 2018-2019 годах получил из бюджета авансовые платежи в размере 2,59 млрд грн, использовал эти деньги не по назначению и не освоил в сроки, определенные договором.
«Вместо того, чтобы продолжать строительство Сырецко-Печерской линии, подрядчик разместил часть перечисленных от КП «Киевский метрополитен» средств на депозитах. В частности, в 2019 году «Киевметрострой» положил 1,7 млрд грн на банковские счета в ПАО АБ «Укргазбанк»», — говорится в сообщении.
Кроме того, в течение 2018-2019 годов бюджетные средства направлялись на оплату различных аудиторских, юридических, консультационных услуг, страхование финансовых рисков, предоставление беспроцентной возвратной финансовой помощи другому юридическому лицу и тому подобное. При этом собственно на само строительство деньги почти не шли.
«Что, однако, не помешало «Киевскому метрополитену» в декабре 2019 года перечислить подрядчику еще дополнительно 1,41 млрд грн. Из которых было освоено лишь 44,1 млн грн», отметили ревизоры.
«Как результат — почти 4 млрд грн превратились в просроченную задолженность. Теперь возобновление строительства метро на Виноградарь обойдется бюджету в 2,5 раза дороже. По результатам пересчета показателей стоимости работ смета за 6 последних лет (с 2018 до 2024-го) увеличилась на 8 млрд грн: с 5,9 до почти 14 млрд гривен», — говорится в сообщении.
Напомним, в феврале 2020 года СБУ заявила о присвоении бюджетных средств при строительстве метро на Виноградарь. По данным следствия, выделенные на строительство Сырецко-Печерской линии 1,7 млрд гривен, были безосновательно размещены на депозитных счетах, что позволило заинтересованным лицам получить по процентам 139 млн гривен.
Первая очередь Сырецко-Печерской линии метрополитена должна была быть открыта 21 ноября 2021 года. В нее входят две новые станции — Мостицкая и Проспект Правды, которые станут первыми на пути к жилому массиву Виноградарь. В июне этого года мэр Киева Виталий Кличко пообещал, что в 2021 году будет открыта минимум одна из них. Теперь же мэр хочет отсрочить все работы еще на два года.
В сентябре 2018 года был опубликован тендер на строительство Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции Сырец на жилой массив Виноградарь с электродепо, двумя станциями (Мостицкая и Проспект Правды) и участком вилочного ответвления в сторону станции Виноградарь (первая очередь строительства). В ноябре был подписан договор с публичным акционерным обществом Киевметрострой на 5,98 миллиарда гривен.
В 2024 году сообщалось, что Киев взыскал с подрядчика метро на Виноградарь 139 миллионов, заработанных с незаконного депозита.