size="2">Проходящая неделя, безусловно, может считаться пиком международной активности Украины. Один за одним Киев посетили: президент Венесуэлы Уго Чавес, премьер-министр Канады Стивен Харпер и глава российского правительства Владимир Путин. Причем, визит последнего был самым скандальным и дал повод многим экспертам поговорить о закате большой украино-российской дружбы. Похоже, Президент Виктор Янукович уже начал оглядываться по сторонам в поисках новых друзей: уж слишком крепки объятия беспощадного «русского медведя».
size="2">Но и не только в этом дело. Виктор Янукович как идеологический и политический наследник Кучмы старательно копирует все шаги второго украинского президента. Все помнят, что Леонид Данилович был ярким приверженцем многовекторности во внешней политике, и это позволяло ему балансировать между Россией и Европой довольно долгое время. Отменив Конституцию 2004, Янукович наивно думает, что можно «открутить кино» назад и в сфере международной политики. Но это не так. Времена изменились, и большинство украинцев требовали и будут требовать от власти определенности в геополитических интересах Украины, внятного перечня союзников и определения внешнего курса страны. Мы с Россией или с Европой? Каковы наши интересы в странах Латинской Америки? Сможет ли Украина повторить экономический взлет азиатских держав? На эти вопросы рано или поздно (по крайней мере, уже со следующего года, на старте новых парламентских выборов) и Президенту и партии власти придется давать ответ.
size="2">Канадский след
size="2">Визит Стивена Харпера в Украину — это четкий и внятный сигнал обеспокоенности процессами сворачивания демократии, свободы и прав человека со стороны Запада. В конце-концов, в Канаде — самая большая украинская диаспора, которая привыкла за 5 лет правления Виктора Ющенко к другому формату международных отношений с Украиной. Стивен Харпер, хоть и деликатно, но твердо дал понять, что нарушения избирательного законодательства и грубые конституционные перемены, происходящие под руководством В. Януковича, беспокоят Канаду. Таким образом, премьер-министр дистанцировался от двойственной политики стран ЕС, которые всегда готовы простить Украине демократические «грехи» в обмен на беспроблемный транзит газа. Не секрет, что стабильность в Украине и теплые отношения с Россией беспокоят европейских лидеров куда больше, чем права и свободы граждан, наступление на СМИ и элементы диктатуры, которые пытается вводить украинская власть.
size="2">Стивен Харпер в этом плане чувствовал себя более свободным и принципиальным. И если в Киеве он вел себя более сдержанно, то во Львове, своими заявлениями и визитами открыто дал понять украинским властям, что Канада не готова мириться с антидемократическими настроениями новых украинских лидеров. Премьер-министр Канады затронул тему Голодомора, вынудив Президента Украины чуть ли не оправдываться: Виктору Януковичу явно неприятно комментировать изменившуюся под влиянием российского фактора позицию официального Киева по поводу трагических событий 1932-33 года. А во Львове г-н Харпер повел себя еще более откровенно: он не встретился ни с одним из львовских чиновников, зато открыто заступился за гонимых историков и демонстративно встретился с ректором Католического университета, которого «патронирует» СБУ — за участие студентов в антиправительственных акциях.
size="2">Визит канадского премьера украинскими СМИ освещался весьма скромно. И хотя между Украиной и Канадой солидный товарооборот, есть интересы в сфере торговых и культурных связей, о них ничего не говорилось на высшем уровне. Единственная договоренность — помощь в послаблении визового режима для молодых людей, пересекающих канадскую и украинскую границу. Но, думается, не это было ключевой целью визита представителя Канады. Стивен Харпер продемонстрировал (и Украине, и международному сообществу), что дела с демократией в Украине плохи, а новый украинский лидер не такой прозападный политик и демократ, каким хочет казаться.
size="2">Очевидно, также, что развития экономических связей между Канадой и Украиной при таком «непонимании» быть не может, как не может быть помощи от третьей в мире украинской диаспоры.
size="2">Россия: не ПУТЕМ
size="2">Не было ни одного эксперта, который бы не отметил недружелюбный характер визита российского премьера Владимира Путина в столицу Украины. ВВП явно был не в духе, и это прослеживалось во всем — в срыве запланированных мероприятий, в «закрытых» двухчасовых переговорах с Николаем Азаровым, в недовольном взгляде российского премьер-министра на официальных фотографиях.
size="2">Пока еще шепотом, но уже есть объяснение плохому настроению Владимира Владимировича: не дали. Не дали того, за чем приехал российский глава правительства, привыкший, видимо, рассматривать уже Украину, как еще одну федерацию. Однако, в Украине его ожидал неприятный сюрприз в виде разорванного судом контракта между Брянским машиностроительным заводом и «Лугансктепловозом», проданным россиянам Фондом госимущества. Смягчить ВВП не смогли даже авиаконтракты и создание совместного предприятия в сфере авиастроения, с офисом и главным управляющим в Москве. Путин ждал от Украины большего: полного слияния компании «Нефтегаз» и «Газпрома», подтверждения о вступлении Украины в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана, придание государственного статуса русскому языку. Ничего из этих планов Владимиру Путину воплотить в реальность в ходе октябрьского визита не удалось.
size="2">Но и украинская власть не смогла добиться решения главного вопроса выживаемости: изменения формулы цены на газ. Победа в результате обмена «флот на газ», оказалась пирровой. Россия получила монопольное право на сохранение базы Черноморского флота в Крыму, а вот скидка на газ оказалась не столь существенной, чтобы помочь украинской экономике и украинским олигархам. Как говорится 100 долларов «погоды не делают».
size="2">Политическая дальновидность Виктора Януковича, о которой столько кричали после подписания «харьковских соглашений», оказалась одноходовкой. Поэтому за дело взялись теперь не политики, а представители крупного капитала: Ахметов, Клюев и другие. Именно им выгодно сохранить экономическую независимость Украины, добившись пересмотра газовых контрактов: ведь от этого зависят прибыли металлургов и угольщиков.
size="2">Прибыли немалые, как известно по опыту г-на Фирташа. Зная это, ВВП четко дал понять, что на данный момент его полностью устраивают те цены, которые он заключил с правительством Юлии Тимошенко… В ответ Виктор Янукович и его команда дали понять, что готовы помочь Беларуси через транзит венесуэльской нефти (кстати, визит Уго Чавеса в Украину накануне прибытия Путина также нельзя назвать случайностью).
size="2">Кроме того, Партия регионов фактически отказалась «заботиться» о статусе русского языка, что тоже, безусловно, раздражает Путина. Как впрочем, и озвученные Президентом Януковичем в США проблемы в украинско -российских отношениях. Но у Виктора Федоровича нет другого выхода: возможно, он несмотря на сопротивление «группы Ахметова» и «сдал» бы России все, о чем просит Путин. Но сделать это практически невозможно: ведь Украина давно и прочно сидит на игле МВФ и ее внешние колебания немедленно будут пресечены (в крайне жесткой форме) «фондовиками».
size="2">Поэтому многие недружественные шаги по отношению к России и к Путину – не от хорошей жизни, а как говорится, «токмо волею пославшей мя жены».
size="2">Похоже, в украинско-российских отношениях наступает закат. Украина просто вынуждена быть многовекторной: экономика в крахе, зависимость от международных средств сильна как никогда, а энергетика и «труба» — это все, что у нас сталось. И эти остатки украинские олигархи хотят сохранить для себя. Вот поэтому Владимир Путин и отворачивал лицо от украинских телекамер, и вообще от всего украинского…
size="2">Венесуэла: где это я?
size="2">Визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Украину проходил впервые. В отличие от своих коллег из Канады и России, латиноамериканский лидер не играл во внешнеполитический игры. Напротив, вел себя свободно, как экскурсант. Предложил Виктору Януковичу сигануть с парашютом. Короче, свой в доску парень. Если бы не одно но… Венесуэла — крупнейший поставщик нефти на мировые рынки. А ее президент сейчас стремительно ищет себе новых партнеров в славянских и мусульманских странах, так как поддержка его социалистических идей на родине стремительно теряет вес. Уго посетил Киев, Москву и Минск. Дальше его путь пролег через Сирию и Иран.
size="2">Примечательно, что Чавес и Янукович на данном этапе, что называется, нашли друг друга. Для обоих лидеров киевская встреча была необходима для того, чтобы сыграть «на нервах» официальной Москвы. Президента Венесуэлы интересуют крепкие договоренности о цене на нефть с Россией. У него есть и интересы в сфере вооружений — чтобы «отбиваться» от США российским оружием. Но для того, чтобы добиться уступок со стороны Кремля, надо сыграть на противоречиях Москвы, Минска и Киева, о которых Уго Чавес знает не понаслышке.
size="2">В своих расчетах глава Венесуэлы не ошибся.
color="#0e0e0e">
size="2">Пробную партию венесуэльской нефти в Беларусь через нефтепровод «Одесса-Броды» прокачают уже в объеме 200 тысяч тонн. По словам первого вице-премьера Андрея Клюева,
size="2">
color="#0e0e0e">
size="2">транш может состояться уже в ноябре текущего года. В настоящий момент Украина ожидает с 2011 года реальный транзит венесуэльской нефти в Беларусь объемом 4-5 млн. тонн. И этот контракт Украина готова заключить на 5 лет, при этом прекрасно зная, что нынешние отношения Путина и Лукашенко далеки от безоблачных.
color="#0e0e0e">
size="2">Зачем это делается? Не иначе, как с целью показать России свою неготовность сдавать все по первому требованию. В данном случае, Уго Чавес стал «разменной монетой» в отношениях Киева и Москвы, а не партнером Украины по торговле кофе и бананами, как анонсировалось накануне визита венесуэльского президента. Но он не проиграл. Со своей стороны, Венесуэла получит неплохие экономические выгоды от поставок нефти «бацьке» (Минтранс Украины дает скидку в 20-30% на причальный сбор). Да и с Москвой сможет говорить более уверенно по всем интересующим ее вопросам…
Читайте также по теме