В вопросе обучения иностранных студентов в Украине, с точки зрения Минобразования, ряд вузов нуждается в реформировании процедуры набора абитуриентов, улучшении качества образования и состояния общежитий. Комплекс реформ реализуют не ранее, чем в 2016-2017 годах.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила директор Украинского государственного центра международного образования при Министерстве образования и науки Украины Ирина Гагарина.
«Качество украинского образования включает целый ряд проблемных вопросов, по которым в ближайшей перспективе необходимы серьезные решения. От процедуры набора иностранных студентов, их приема, организации учебного процесса, содержания программ, лабораторного оснащения, практического компонента и, оканчивая контролем за качеством обучения. Главной проблемой остается то, что украинский диплом единого гособразца, с которым выпускник выходит на внешний рынок, должен подтверждать квалификацию. Для Украины стыдно, что ряд стран признает наши дипломы, выданные лишь некоторыми вузами. Так происходит со стороны Иордании, Малайзии, Ирака и Ирана», — проинформировала И.Гагарина.
Хотя, по ее словам, с украинскими дипломами ряд иностранцев устраиваются на работу в Штатах и Европе. По мнению эксперта, нужно пойти на уменьшение количества иностранных студентов в Украине, но обеспечить надлежащее качество их обучения.
«Иначе, как минимум, не выдержим конкуренцию с тем же Китаем, Южной Кореей, Польшей, где фиксируется наплыв абитуриентов», — уверена директор Украинского государственного центра международного образования.
И.Гагарина рассказала, что особо острой остается проблема набора.
«Исторически сложилось так, что вузы осуществляли набор через рекрутинговые фирмы. Мы готовим предложение по реформированию такой системы, поскольку данные рекрутеры в большинстве случаев работают очень некорректно», — отметила она.
Представитель Минобразования пояснила, что сотрудники фирм пропагандируют обучение лишь в вузах, с которыми у них заключены договоры, не проводят с абитуриентами качественной профориентационной работы, что сужает возможность выбора. Также они предоставляют ложную рекламную информацию, берут за свои услуги неоправданно высокие суммы. Основная масса таких фирм зарегистрирована в Украине и имеет филиалы в странах, где осуществляется набор.
По словам И.Гагариной, на рынке работают и достойные рекрутеры, но их намного меньше. В госцентре международного образования предлагают сформировать так называемые пункты информационного присутствия в виде представительств, которые будут осуществлять работу с посольствами, распространять печатные материалы с информацией о всех украинских возможностях обучения в высшей школе. Также за рубеж должны чаще ездить представители различных университетов. Но все, как всегда, упирается в финансирование, а и других нерешенных вопросов остается много.
«Весь комплекс реформирования будем планировать на 2016-2017 годы. Считаю необходимым ввести независимое тестирование на владение абитуриентами языком. Также следует, чтобы и преподаватели, обучающие на английском, проходили независимую аттестацию. Нужно пересмотреть лицензирование вузов на обучение иностранцев, так как в некоторых оно не соответствует никаким международным стандартам, начиная от совершенно ужасных общежитий, оканчивая формированием учебных программ, которые не ориентированы на международный рынок труда», — подчеркнула И.Гагарина.
Она убеждена, что уменьшение цены обучения и снятие всех барьеров для поступления — «путь в никуда, который перечеркнет будущее успеха украинского образования на международном рынке хотя бы на уровне стран Восточной Европы».
Также, по словам И.Гагариной, особого внимания требует проблема академической задолженности и отсутствия соответствующих документов у иностранных студентов из Донбасса, переведенных в другие вузы.