Официальная поддержка украинскими властями блокады Донбасса активно обсуждается за рубежом.
Об этом сообщает Корреспондент, ссылаясь на зарубежные СМИ.
По версии Neue Zuercher Zeitung, 15 марта в Украине произошел удивительный поворот событий: Президент Порошенко ввел экономическую блокаду территорий на Донбассе.
Совсем незадолго до этого Киев положил конец аналогичной блокаде, посредством которой украинские активисты несколько недель препятствовали поставкам угля с Донбасса. Это соответствовало прежней линии власти, и Киев постоянно заявлял, что блокада угрожает энергетической безопасности Украины.
Журналисты считают: так с одной стороны, Киев хочет закрепить за собой монополию на применение силы. Более Киев не мог терпеть блокаду легальных поставок угля из Донбасса со стороны активистов. С другой стороны, властям приходится учитывать возрастающие националистические настроения на Украине. Идея блокады очень популярна среди населения, и Киев опасался демонстраций.
Также на этой неделе украинские активисты заложили кирпичами входы в филиалы российских банков. В последнее время в стране все громче слышатся призывы выгнать их из страны.
Журналисты The New York Times считают, что решение о блокировании всей торговли — за исключением гуманитарной — нанесло еще один удар по многострадальному минскому мирному процессу. "Идея относительно прекращения торговли все время привлекала украинских националистов, и они видели в этом возможность перевести расходы на поддержание примерно трех миллионов людей в этом восточном регионе страны на уже ослабленную экономику России. В последние недели вооруженные банды людей в поношенном камуфляже приступили к выполнению именно этой задачи — они начали блокировать железнодорожные составы, в первую очередь вагоны с углем. Как отмечает издание, эти люди пользуются значительной поддержкой со стороны жителей Украины, а их действия помогли переместить этот вопрос на первые позиции национальной повестки", — отмечает издание.
Когда в ответ представители противника начали национализировать украинские шахты и заводы, президент сказал, что теперь он вынужден действовать. В своем комментарии, сделанном во время работы украинского Совета национальной безопасности, Порошенко минимизировал тот ущерб, который будет нанесен временно неподконтрольным районам в результате прекращения торговли. По его мнению, значительно больший экономический вред это нанесет Украине, которая потеряет важный источник дешевого топлива.
НБУ поддерживает это утверждение. По его оценке, блокирование торговли с мятежными регионами может на 1,5% сократить запланированный на этот год экономический рост, который мог бы составить 3%.
По словам Порошенко, в мятежных регионах российские компании могут просто взять экономику под свой контроль. Имея общую границу с Ростовской областью, противник «без труда может получить все, что им нужно».
«Решение правительства о формализации блокады не предвещает ничего хорошего мирному процессу в Украине, успех которого является важнейшим первым шагом в попытках администрации президента Трампа улучшить отношения с Россией. Президент Трамп сказал, что он хочет объединиться с Россией для борьбы с исламским терроризмом, однако его постоянный представитель при ООН заявила, что Соединенные Штаты продолжат поддерживать Украину в ее конфликте с Россией», — отмечают американские журналисты.
Также в статье упоминают о том, что железнодорожная блокада нанесла ущерб деловым интересам самого богатого украинского олигарха Рината Ахметова, который владеет шахтами и сталелитейными заводами на временно неподконтрольной территории.15 марта руководство одной из шахт выступило с заявлением, в котором было сказано, что собственность на мятежной территории больше не находится под его контролем. В нем также было подчеркнуто, что судебные иски могут быть добавлены к тому арсеналу, который Украина использует для давления на отколовшиеся регионы.
В Sueddeutsche Zeitung пишут, что «продолжающиеся тенденции к расколу на Украине вызывают серьезное беспокойство у правительства». Об этом заявил Мартин Шефер, пресс-секретарь министра иностранных дел Зигмара Габриэля. По словам Шефера, украинская сторона предприняла слишком мало действий против украинских националистов, которые организовали блокаду многочисленных поставок товаров с неподконтрольных территорий Донбасс.
Он отметил, что это причиняет вред не только противнику Украины, но и многим людям в Украине, поскольку блокада поставок угля ставит под угрозу энергоснабжение населения. Вместо того, чтобы противодействовать этому, украинский Совет национальной безопасности и обороны принял решение полностью запретить товарообмен. «Это приводит к усилению разрыва», — предупредил Шефер.
Как считают авторы The National Interest, блокада, которой пошел уже третий месяц, обнажила неприглядную реальность, стоящую за текущим конфликтом.
"Война — это выгодное предприятие: политическая и экономическая элита по обе стороны от линии фронта активно зарабатывает деньги на контрабанде товаров и услуг. В рамках одной схемы правительственные чиновники покупали уголь якобы у Южной Африки через некую компанию в Гонконге, хотя на самом деле это был уголь, добытый в Донбассе и доставленный через Россию. Кроме того, Словакию попросили добиться увеличения объемов поставок из России. В результате российский газ поставляется в Словакию через территорию Украины, после чего излишки сразу же возвращаются в Украину. Более высокая стоимость этого «словацкого газа» частично покрывается за счет кредитов, взятых в западных банках и гарантируемых Всемирным банком. Эта схема выгодна всем, кроме украинского потребителя", — уточняет издание.
Аналитики указывают на самые разные причины неспособности правительства отреагировать, включая озабоченность своей репутацией, популярность этой блокады у общественности, страх перед возможным гражданским конфликтом у линии фронта и даже опасность массовой попытки свергнуть нынешний режим силовыми методами — ультраправые группировки, такие как «Правый сектор» и «Азов» уже угрожали это сделать.
Авторы издания уверены: "политический кризис в Украине показал, что малая группа упрямыхрадикалов может взять всю страну в заложники. И даже если в Украине состоятся досрочные парламентские выборы, эти выборы не помогут решить ту фундаментальную проблему, которую наглядно продемонстрировала эта блокада, а именно неспособность или нежелание правительства жестко пресекать незаконные попытки самоуправства. Независимо от того, разумно ли обрывать связи с оккупированными территориями или нет, этот вопрос должен решаться правительством, а не группой вооруженных самоуправцев.Соответственно, у этой экзистенциальной проблемы нет простого решения. Чтобы ее решить, правительство должно доказать, что у него достаточно политической воли для того, чтобы добиться уважения к законам. Никакая финансовая помощь извне, никакая политическая и даже военная поддержка не помогут ему обзавестись этой волей. А в ее отсутствие мы вряд ли сможем надеяться на единую и процветающую Украину",- считают иностранные журналисты.
Журналисты The Financial Times также высказались по поводу сложившейся в Украине ситуации. Прекращение торговых связей, санкционированное президентом Петром Порошенко, представляет собой очевидный разворот после официальной критики незаконной блокады, организованной украинскими активистами и ветеранами войны. Представители самопровозглашенных «ЛНР»-«ДНР» захватили контроль над металлургическими, горнодобывающими и другими предприятиями.
Торговые связи с востоком всегда были дилеммой для Киева, который выбирал между сохранением связей с отколовшимися регионами или нанесением им экономического ущерба. "Эти события — серьезный удар по интересам Рината Ахметова, богатейшего человека Украины и уроженца Донецка. На данный момент он потерял оперативный контроль над несколькими сталелитейными заводами, угольными шахтами и другими предприятиями", пишут иностранные журналисты.