«Мировое соглашение» «Нафтогаза Украины» с «Газпромом» возможно только по недавно поданным жалобам в Стокгольмский арбитраж и его условием является внесудебная уплата российским монополистом свыше 12 млрд долларов компенсации.
Об этом написал коммерческий директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
«Как мы сказали «Газпрому» на трехсторонней встрече, мировое соглашение в отношении уже принятых арбитражем решений не представляется возможным», – написал он.
Витренко отметил, что кроме арбитражных процессов, по которым окончательное решение было принято, у НАК с «Газпромом» есть новые арбитражные процессы: российская компания требует расторгнуть или изменить текущие договоры, а «Нафтогаз» – компенсировать убытки из-за невыполнения «Газпромом» своих обязательств по контракту, в том числе с учетом решения арбитража.
Коммерческий директор НАК пояснил, что «Газпром» отказывается поставлять газ и пересматривать транзитный тариф, а также нарушает обязательства по поддержке определенного давление в газотранспортной системе на выходе в Украину.
«Сумма компенсации, которую мы требуем от «Газпрома» по новым арбитражным процессам уже превышает 12 млрд долларов. Наши требования являются обоснованными, мы уверены в нашей юридической позиции. Если «Газпром» хочет «мировое соглашение» по этим новым арбитражным процессам, он может во внесудебном порядке уплатить нам эту компенсацию», – добавил Витренко.
Представитель «Нафтогаза» подчеркнул, что позиция НАК заключается в том, что этот процесс не может задерживать трехсторонние переговоры по вопросу транзита газа через Украину после 2019 года.
«Если кто-то хочет искусственно эти переговоры затягивать или откладывать, то должно быть отложено и строительство Северного потока-2, как политического и антиконкурентного проекта», – пояснил коммерческий директор.
Витренко еще раз комментируя предложение российской стороны о мировом соглашении по уже принятым решениям отметил, что это противоречит сути таких соглашений – о них необходимо договариваться до принятия окончательного решения.
«Сейчас уже поздно просить «мировое соглашение» по этим спорам. «Газпром» должен заплатить нам по решениям арбитража 2,56 млрд долл. плюс уже 75 млн долл. процентов, а также компенсировать расходы на принудительное взыскание», – отметил коммерческий директор «Нафтогаза».
Витренко утверждает, что пока НАК не получит эти средства, он будем продолжать принудительное взыскание, арестовывая активы «Газпрома» по всему миру.
В НАК добавляют, что «никто решение арбитража не отменял и не останавливал», а апелляционный суд Швеции временно приостановил только принудительное взыскание только на территории Швеции. «Мы рассчитываем, что и это ограничение будет снято в ближайшее время», – сообщил представитель НАК.
По его мнению, «Газпром» понимает все риски от невыполнения решения арбитража, поэтому на трехсторонней встрече просил о прекращении ареста его активов. На что услышал отрицательный ответ украинской стороны.
Напомним, 28 февраля Стокгольмский арбитраж, рассматривая иск «Нафтогаза» к «Газпрому», постановил взыскать с российской компании компенсацию в пользу Украины на сумму 4,63 млрд долл. за недопоставку согласованных транзитных объемов газа.
Кроме того, «Газпром» получил обязательство выплатить в пользу «Нафтогаза» 2,56 млрд долл.
«Газпром» в ответ на решение заявил, что начинает расторжение газовых контрактов с Украиной. После этого Украина конфисковала все находящиеся в пределах страны активы российской компании.
В начале мая «Нафтогаз» сообщил о наложении ареста на активы «Газпрома» в Нидерландах в рамках взыскания 2,6 млрд долл. по решению арбитража. «Газпром» ответил жалобой в швейцарский суд, требуя приостановить исполнение решения арбитража.
Апелляционный суд округа Свеа в Швеции 13 июня вынес приказ о приостановлении исполнения решения Стокгольмского арбитража по спору между «Нафтогазом» и «Газпромом» по поводу транзитного контракта.
Коммерческий суд Лондона во вторник, 19 июня, разрешил заморозить активы ПАО «Газпром» (РФ) на территории Великобритании по ходатайству НАК «Нафтогаз Украины».