Леся Дубенко
16:36 16/02/2012

МВФ нужно меняться

Издание «The Financial Times”  публикует статью бывшего члена исполнительного комитета Европейского центрального банка Лоренцо Бини Смаги, в которой тот высказывает свою точку зрения на то, как МВФ должен измениться для эффективного поддержания мировой финансовой стабильности.

Смаги напоминает, что после каждого мощного финансового кризиса — неважно в 1980-х  в Латинской Америке или в 1990-х в Азии — МВФ всегда приходилось воплощать ряд реформ, которые позволили бы модернизировать и адаптировать сам фонд для преодоления новых трудностей. Однако сегодняшний кризис, охвативший, в частности, Европу, пока что не подтолкнул фонд на должные реформы. Все разговоры ведутся исключительно на уровне, как увеличить финансовый ресурс фонда и убрать чрезмерное количество требований для получения данного ресурса. Безусловно, это важно, — отмечает автор. Но решение этих задач может оказаться недостаточным для того, чтобы МВФ смог возобновить стабильность в сегодняшней финансовой среде. Особенно, учитывая тот факт, что потрясение поразило самое сердце системы.

«Пора бы переосмыслить и усовершенствовать рычаги власти и управления в Международном валютном фонде, ведь практика показывает, что кризис в развитых экономиках принимает совершенно иной алгоритм, чем во всех остальных», — утверждает Смаги и предлагает четыре тезиса, на которые должен обратить фонд при усовершенствовании функциональности.

Во-первых, говорит автор, становится очевидным, что стандартная продолжительность программ МВФ слишком мала. Как правило, строк выдачи фондом кредитов не превышает три года, поскольку кредиторы уверены, что за это время все дисбалансы в экономике должны устраниться, а доступ на капитальные рынки возобновиться. Возможно, это правило применимо по отношению к небольшим открытым экономикам с гибким курсом валют. Однако недавние события показывают, что этого времени недостаточно для того, чтобы исправить экономические дисбалансы стран, которые являются членами валютных союзов с большим накопленным внешним дефицитом.

Во-вторых, продолжает Смаги, учитывая предыдущий тезис, программа МВФ предполагает продолжительное отчуждение страны от рынка и финансирование ее лишь с государственных источников. Это не подходит для развитых экономик. Опыт Греции и происходящее в Португалии наглядно доказывают тот факт, что привлечение всех доступных государственных источников финансирования в начале программы МВФ может решить лишь краткосрочные проблемы ликвидности. Далее же рынки начинают сомневаться, сможет ли страна прийти в себя, особенно, если дисбалансы в экономике недостаточно сокращены. Страх усиливается ввиду того, что без дальнейшего финансирования страна может прибегнуть к реструктуризации долга и отпугнуть частный сектор.

В-третьих, отмечает автор, программы МВФ должны включать специфические элементы  для поддержания макроэкономического регулирования структурной политики. Пример Ирландии показывает, что всеобъемлющее реформирование банковской системы часто является предусловием для дальнейшего возобновления доступов на рынки. Но тут надо не забывать, что без строгого мониторинга вряд ли стоит ожидать результат, поскольку эти программы одновременно  и политически сложные,  и достаточно обременительные через некоторое время.

В-четвертых, подчеркивает автор, реструктуризация долга в развитых экономиках может принести куда более ущербный результат, чем в развивающихся. Это происходит в силу того, что большая часть долга находится в руках резидентов и, как результат, финансовый крах может стать куда более сокрушительным. С другой стороны, развитые экономики практически всегда подкреплены существенными государственными и частными богатствами. /> И все же реструктуризация долга – это крайняя мера, которую по возможности следует избегать. Это можно сделать за счет включения в условия программы специфических мер по продаже доступных активов, выручка от которых пойдет на финансирование бюджета.

Наконец, привилегированная позиция МВФ и нескольких других институтов, по всей видимости, привела к дестабилизации на финансовых рынках. Это явление объясняется тем, что чем большим становится размер государственного финансирования, тем большая вероятность того, что частные кредиторы могут пострадать от реструктуризации долга. Безусловно, особый статус кредитов МВФ является важным фактором в обеспечении достаточного притока ресурсов от его акционеров. Но в сегодняшней среде такой привилегированный статус фонда может помешать странам, участвующим в программе фонда, оперативно вернуться на рынок финансирования, как и ослабить все побудительные факторы к более строгому наблюдению.

«И это лишь толика примеров тех проблем, которые спровоцировал европейский кризис. Решить их не так- то легко. Но это в интересах МВФ и его акционеров справиться с ними для дальнейшего обеспечения мировой финансовой стабильности. Для этого нужно не только глубокое видение экономических вызовов, но и мощное предводительство. С последним ситуация не слишком радует. После того как Большую семерку фактически расформировали, а Большая двадцатка не сумела эффективно установить свое влияние, мир находится в опасном состоянии разброда. Не лучший вариант во времена финансового кризиса», — резюмирует автор

Читайте также по теме