Так называемое «новое правительство Ливии» наглядно продемонстрировало Западу, в целом, и своим бывшим покровителям в Великобритании, Франции и Испании, в частности, нежелание прислушиваться к мнению мирового сообщества. На территориях, контролируемых повстанцами, уже совершаются массовые самосуды над иностранцами, а представители центральноафриканских держав обвиняют ливийский Переходный национальный совет (ПНС) в «неприкрытом расизме». Кроме того, действующие власти Триполи категорически отказались заключать соглашения о поставках нефти с западными компаниями. По мнению ряда аналитиков, оказавшись на грани анархии, Ливия вполне может разделить судьбу Сомали или Либерии.
Во времена полковника Каддафи в кинотеатрах Триполи, Бенгази, Рас-Лануфа и других крупных городов Ливии с успехом шел переведенный на арабский язык советский фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!». Сейчас трудно сказать, что именно в картине, изобилующей сценами со злоупотреблением спиртным и общей абсурдностью ситуации, привлекло как самого лидера Джамахирии, так и его министерство культуры, но как-то уж пророчески сейчас бы прозвучали слова несчастного Ипполита в контексте нынешних ливийских реалий. «За столь короткий срок старое разрушить легко, а вот построить новое – очень тяжело», — сказал герой Юрия Яковлева.
Этой, ставшей уже крылатой фразой, вполне можно охарактеризовать обстановку в Ливии. Разрушив в течение нескольких месяцев практически всю инфраструктуру страны, повстанцы так и не смогли зарекомендовать себя «мудрыми государственниками». Сейчас в регионе не работает большинство предприятий, парализована транспортная система, наблюдаются перебои с продовольствием и медикаментами, а цены на бензин выросли, по меньшей мере, в 100-200 раз.
На этом фоне один из руководителей ПНС Мустафа Абдель Джалиль позволяет себе довольно циничные высказывания о том, что, дескать, народ должен потерпеть, ведь революции не всегда бывают бескровными. И как бы в подтверждении его слов Переходный национальный совет обратился ко всем иностранцам с призывом в срочном порядке покинуть Ливию. Опять-таки – во избежание пресловутого кровопролития. Ибо «революционеры» рассматривают всех «чужаков» в качестве потенциальных пособников режиму Каддафи. «Не нужно удивляться, если случайными жертвами перестрелок станут ни в чем не повинные гости, — сказал, в частности, Джалиль. – Наши солдаты не будут тратить время на выяснение личности того или иного человека. Критерий лояльности новым властям определяется субъективно».
Словосочетание «определяется субъективно» в данном случае звучит более чем кощунственно. В первую очередь, жертвами ливийских мятежников стали сотни, если не тысячи темнокожих людей – в основном, выходцев из соседних Чада, Нигера и Судана. Как правило, в Ливии они работают на неквалифицированных работах и после устроенной повстанцами, принимающих их за наемников Каддафи, резни их удел – прятаться в подвалах не разрушенных артиллерией ПНС зданий.
В итоге ливийские города погрязли в мусоре и зловонии, остановились хлебопекарни, закрылись магазины и продовольственные склады, в Триполи действуют мародеры. «На моих глазах люди в униформе вытащили из убежища целую негритянскую семью, и, обвинив ее членов в шпионаже в пользу Муаммара Каддафи, повесили их, — делится своими впечатлениями журналист из Саудовской Аравии Хамис аль-Басс. – Шансов спасись у несчастных не было».
Следует особенно отметить, что Африканский союз потребовал проведения тщательного расследования всех обстоятельств гибели в Ливии людей с темным цветом кожи. «Мир столкнулся с вопиющими случаями расизма, — отметил секретарь АС Абдул Мгера. — Создается впечатление, что западные страны никак не реагируют на такие преступления, прощая тех, кто сверг Каддафи. Но, на наш взгляд, это – совсем не та цена, которую можно заплатить за отсутствие лидера Джамахирии в Триполи».
Впрочем, определенная опасность назрела не только для иностранцев из центральных и южных регионов Африки. Вот уже около недели под домашним арестом в Ливии находятся 23 украинских граждан, включая женщин. «Повстанцы» обвиняют их ни много ни мало – в активном участии в боевых действиях на стороне армии Каддафи. Получается, что нашим инженерам инкриминируется «снайперская деятельность», но на соответствующее расследование, включая выяснение всех деталей, у ПНС нет ни желания, ни – самое главное – времени.
Но и это еще не все. На днях официальный представитель Переходного национального совета Али Тархуни нанес Западу, если так можно выразиться, удар ниже пояса. Он заявил, что Ливия не будет заключать с иностранными компаниями соглашения о поставках нефти. По крайней мере, до тех пор, пока в стране не пройдут «демократические выборы». Такую позицию можно назвать более чем странной, учитывая, что именно Запад, пусть даже руководствуясь собственными интересами, фактически обеспечил ливийским мятежникам победу на большей части страны.
«Повстанцы демонстрируют если не свою независимость, то уж, как минимум, гордость, — сказал в интервью агентству «ГолосUA» общественный наблюдатель при ЕС Хорхе Фуэнтес. — Их главный лозунг сегодняшнего дня переводится как «Мы сами». Иными словами, они благодарны нам за помощь в бомбардировках позиций Каддафи, но заигрывать с западными странами ПНС, похоже, не собирается. Кстати, это весьма недальновидная позиция, и, перефразируя Сэлинджера, можно смело сказать, что повстанцы стоят «над пропастью в песках», поскольку без западной помощи совету явно не справиться, а гордость и эгоизм в данном случае – плохие попутчики».
Любопытен и еще один факт. ПНС, власть которого уже признали десятки стран, делает все возможное, дабы хотя бы на дипломатическом уровне вступить в конфликт с соседями. Так, например, у «новой Ливии» уже сложились неприязненные отношения с Алжиром, до сих пор поддерживающим полковника Каддафи, ухудшаются контакты с Тунисом и Каиром, и, наконец, окончательно испортились с западноафриканским государством Гивинея-Бисау. Последняя страна, между прочим, согласилась представить опальному полковнику политическое убежище.
Что ждет саму Ливию в ближайшем будущем – спрогнозировать довольно сложно. В худшем варианте, по словам политологов, ее может ждать участь Сомали или Либерии – со спектром от анархии до тирании. В любом случае – повстанцам, уже вкусившим все прелести победы, предстоит длительная работа по созданию полноценного государства. Ибо за столь короткий срок старое разрушить можно, чего никак не скажешь о новом.