Информационно-аналитический служба "Bloomberg" предлагает вниманию читателей статью российского обозревателя Леонида Бершидского, в которой указывает на различие введения налога на роскошь в России и Украине и предостерегает Президента от чрезмерного энтузиазма, способного вызвать недовольство украинцев.
«Люди в бывших советских республиках – народ завистливый. В своей зависти они так и стремятся утопить богатых соотечественников. Стоит ли удивляться, что накануне выборов именно в этом самом богатстве нашли козла отпущения как в России, так и Украине. На манеже появилась новая идея: ввести налог на роскошь. Но как сделать его приемлемым пока что не решили» — отмечает автор.
В России, к примеру, пишет Л. Бершидский, о налоге на роскошь впервые заговорил сноваизбранный на пост Президента Российской Федерации Владимир Путин. С его помощью Владимир Владимирович попытался завоевать симпатию бедных россиян на фоне зимних акций протеса среднего класса. В своем предвыборном выступлении Путин сформулировал ситуацию следующим образом: «российский налог на роскошь станет государственно признанной формой пожертвования инвестиционной деятельности ради сверхпотребительства и китча».
«Расчет пока еще премьер-министра РФ оправдался: его риторика импонировала бедному населению в менее развитых регионах. Согласно Всероссийскому центру изучения общественного мнения, налог на роскошь стал наиболее памятным моментом избирательной кампании 2012-го: 74 процента россиян что-то слышали о предложении Путина, а 80 процентов поддерживают данную идею», — говорится в публикации.Что же касается украинского Президента, пишет Леонид Бершидский, то сейчас его больше всего занимает подготовка к осенним парламентским выборам. Рейтинг Партии регионов составляет лишь 19,5 процента. Объединенной оппозиции в лице «Фронта змін» Арсения Яценюка и «Батьківщини» Юлии Тимошенко все-таки удалось вырваться вперед . И если все пойдет не по сценарию Банковой, то Президент Янукович может лишиться законодательной поддержки, что для Украины, в отличие от России, чревато последствиями.
«Неудивительно, что Виктор Федорович решил обратиться к недавнему опыту соседа и предложить свой собственный вариант налога на роскошь, который в Украине практически также популярен, как в России. Согласно исследованию РосБизнесКонсалтинг, 47 процентов украинцев безоговорочно поддерживают идею его введения , а 36 процентов напоминают о том, что под данный налог должны попадать по-настоящему богатые люди», — отмечает журналист.
Однако обещать – не значит жениться. Если сравнивать Москву и Киев в методах исполнения обещаний руководства, то тут отличие между богатой на ресурсы Россией и практически сельскохозяйственной Украины разительное. К тому же, не стоит забывать, что. Путин, в отличие от Януковича, уже обеспечил себе 6 лет срока.
В России, пишет автор, министерство финансов выбрало очень простое определение, что же такое «роскошь». Добавочный налог будет распространяться только на тех, кто владеет недвижимость стоимостью более 10 млн долларов и автомашинами мощностью более 300 лошадиных сил. В стране, где доход топ 10-ти процентов в 16 раз превышает доходы 10-ти нижних процентов населения такое определение «роскоши» вряд ли облегчит ситуацию.
«Это предложение гарантирует, что никто не будет платить налог на роскошь», — отмечает депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева.
Этой же точки зрения придерживаются и блоггеры в интернете: «А, если определенная модель «Порше Панамера» не дотягивает 300-ста конских сил? А, если дом под Москвой с теннисным кортом, винным погребом, огромным бассейном и отдельным корпусом для павлинов стоит только 8 млн долларов? Получается это не роскошь. Тут налог не работает. Этот человек может утверждать, что он представитель среднего класса. Но, кто же тогда все остальные 99 процентов россиян, которым не принадлежит и одна сотая его богатства? К какому классу им себя отнести?», — пишет odissey_77.
Безусловно, отмечает автор, не исключено, что параметры, по которым будет определяться налог на роскошь, еще могут измениться. Но одно становится ясным: его будут платить очень малое количество людей, а фискальный эффект равняться практически нулю.
В отличие от русских, подчеркивает Л. Бершидский, украинцы решили выбрать другой подход. Согласно их задумке, налог на роскошь будет определяться по квадратному метражу недвижимости. Вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко изначально предложил свое определение роскоши: квартиры больше 200-ста квадратных метров, дома больше 400-сот квадратных метров и объемы двигателя более 3.4 литра.
Но для Украины, у которой не достает нефтяного богатства «старшего брата», очень важно, чтобы этот налог действительно работал: бюджету нужны деньги. Поэтому роскошь решили несколько пересмотреть. Теперь роскошь – это 120 квадратных метров квартиры, 250 квадратных метров дома и объем двигателя в 3 литра. Но проблема в том, что такие критерии являются достаточно стандартными и далеко не всегда признаками роскоши.
Таким образом, налог, призванный бороться с неравенством, в стране, где разница между доходами топ 10 процентов и нижних 10 процентов разниться в 18 раз, может действительно затронуть существенную часть среднего класса. Чиновники опять принялись думать.
«Министр экономики Петр Порошенко предложил определять налог на основе рыночной стоимости недвижимости, а не площади. Премьер-министр Николай Азаров в своем блоге подчеркнул, что правительство намерено определять лишь «истинные предметы роскоши, без которых спокойно можно обойтись,- рассказывает журналист. – Избиратели очень насторожены, поэтому украинским бюрократам в их инициативах стоит быть крайне острожными»