Законодательные инициативы народных депутатов снизить «зеленый» тариф для солнечных электростанций, принадлежащих китайской государственной корпорации CNBM могут привести к международным судам и негативно отразиться на всем рынке возобновляемой энергетики Украины, говорится в статье.
Речь идет о законопроекте №5129, под авторством нардепов из «Народного Фронта», предусматривающем снижение гарантированного Украиной до 2030 года "зеленого тарифа" на 44% для части находящихся в Украине солнечных электростанций. Причем, прописан проект настолько избирательно, что, по сути, снижение коснется станций, принадлежащих лишь одной компании – китайской государственной корпорации CNBM. Для других станций предлагается оставить прежний тариф. Такая избирательность получила негативную оценку Главного научно-экспертного управления ВР. Они обратили внимание на явную избирательность проекта и предложили рассмотреть внесенный в ВР альтернативный законопроект 5129-1, который также предусматривал снижение "зеленого тарифа", но уже для всех солнечных электростанций, независимо от их мощности.Однако на Комитете по ТЭК был одобрен законопроект №5129, а № 5129-1 был отклонен.
В этой сфере работают и получают самый "высокий" тариф в 13,7 грн. за киловатт-час (что почти в два раза больше, чем сейчас тариф у китайских солнечных электростанций) — "Акванова Гидроресурс", "Винниця-энергосервис", "ВинСолар, "Грин Агро Сервис", "Самбирськая солнечная станция" (1-2 очереди), "Соларэнерго", "Солнечная энергия ПЛЮС", "Альтен-инвест" (1-5 очереди), "Экотехник-Ярмолинцы", "Ренджи Тростянец", "Энергоинвест", "Евросолар", "Новосвит", "ТОКМАК СОЛАР ЕНЕРДЖИ" и еще несколько компаний. Часть указанных проектов, по информации СМИ, контролируется уже представителями текущей власти. К примеру, называются фамилии Андрея Иванчука — нардепа из "Народного Фронта" и друга Арсения Яценюка. Также владелец ряда указанных объектов и активный лоббист снижения тарифов только для китайских солнечных станций — Игорь Тынный — давний партнер Сергея Левочкина по «Закарпатьеоблэнерго».
"Авторы законопроекта ввели в заблуждение своих коллег и общественность относительно собственников и финансовых показателей, и в результате … было принято заведомо дискриминационное решение", — прокомментировал решение Комитета по ТЭК представитель CNBM и добавил, что на примере китайских активов в солнечной энергетике можно видеть, что гарантии инвесторам не соблюдаются, а законодательная база меняется избирательно.
Сегодня украинские политики заявляют, что выбранный в 2009 году размер коэффициента был очень высоким даже по Европейским меркам. Исходя из норм закона, стоимость 1 кВт от солнечной энергетики составляет для новых станций 0,16-0,17 евро (в зависимости от типа установки) и 0,45 евро для самых ранее построенных. Тогда как, например, в Германии для новых СЭС действует тариф 0,15 евро. Однако для СЭС, построенных в прошлые годы, германский тариф остается на уровне 0,50 евро за кВт, и германское правительство даже не пытается его снизить, досконально выполняя взятые на себя обязательства. Германия считает более выгодным держать свой, достаточно высокий уровень тарифов на альтернативную энергетику, во многом из-за угрозы исков со стороны инвесторов.
Попытки европейских государств пересмотреть "зеленые" тарифы, для того чтобы снизить их давление на свои экономики мгновенно вызвали противодействие со стороны инвесторов в арбитражах. В частности, против Испании уже подано более 20 арбитражных требований, хотя правительство этой страны не пошло на пересмотр тарифов задним числом, а только внесло технические изменение, которые снизили прибыльность СЭС на порядка 10%.
Следовательно, на примере солнечной энергетики в Украине, можно наблюдать ситуативное объединение лоббистов в текущем парламенте и в НКРЭКУ для сохранения высоких тарифов для "своих", путем урезания их у китайских инвесторов, говорится в статье. Также от снижения тарифов для других производителей выигрывает в основном тепловая генерация, за счет роста тарифов на нее и из-за банального перераспределения средств Энергорынка. Как известно, монопольное положение в тепловой генерации занимает ДТЭК Рената Ахметова.
Кроме того, китайским компаниям НКРЭКУ не стала пересчитывать "зеленый тариф" к актуальному курсу евро, отмечается в статье. "В конце 2014-го — начале 2015 гг. "зеленый" тариф не пересматривали к курсу евро, который существенно изменился. Действия, а вернее бездействие НКРЭКУ – грубое нарушение законодательства. Позже НКРЭКУ приняла решение компенсировать недополученные средства производителям восстанавливаемых источников энергии, но по каким-то причинам наши объекты в этот список не включили. На наши запросы ответов по существу не последовало. Можно предположить, что список формировался непрозрачно и избирательно. Наши компании подали в суды и выиграли их – однако ситуация так и не разрешена. Компенсацию за непересмотр к курсу евро, в отличие от всех других производителей ВИЭ, наши объекты так и не получили ", — рассказал Юнчжи Чен,генеральный директор CNBM New Energy Engineering.
Китайская сторона избегает личностных оценок. Но то, что компанию по классической схеме выживают с украинского рынка — очевидно. С высокой долей вероятности можно утверждать, что если так случится, что закон с таким урезанием будет принят, то противостояние перейдет в Стокгольмский арбитраж. Любое изменение гарантированных инвестиционных условий работы задним числом влечет за собой риск арбитражных разбирательств, — резюмируется в статье.
Как сообщалось ранее, Китай подал иск Лондонский международный арбитражный суд на ГПЗКУ о невыполнении условий совместного договора на поставку украинского зерна в Китай.