В понедельник Печерский суд Киева рассматривает иск директора Негосударственного пенсионного фонда Национального банка Украины Олега Макаренко по незаконному увольнению его с этой должности.
Сегодня такие процессы не редкость, но к этому приковано внимание многих экспертов, сообщает From-UA.
Речь идет о судьбе активов на сумму более полутора миллиардов гривен – львиной доле общих активов всех негосударственных пенсионных фондов страны, и накоплениях почти тринадцати тысяч человек.
Негосударственный пенсионный фонд Нацбанка (НПФ НБУ) – это структура, которая аккумулирует пенсионные накопления своих участников и вкладывает их в ценные бумаги и предприятия. При этом, фонд является приватным учреждением, и ни НБУ, ни иным госорганам он не принадлежит, поскольку является самостоятельным предприятием. На июнь 2014 года активы фонда оценивались в 1 млрд 571 млн грн. Это составляло 66 % от всех негосударственных ПФ.
В это же время Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку объявила, что часть активов в ценных бумагах фонда может оказаться необеспеченными. Что выглядит странным учитывая то, что органом ответственным за регистрацию и выпуск всех ценных бумаг в стране как раз указанная комиссия и является. При этом в первом полугодии НПФ НБУ выплатил своим участникам рекордную среди негосударственных пенсионных фондов сумму – 20,9 млн грн. При этом общая доходность активов НПФ НБУ держалась на уровне 20 % годовых. Тем не менее, руководство Нацбанка уволило Макаренко (хотя он находился на больничном). Только 3 декабря на его место назначили финансиста Олега Куренного, выходца из инвестиционной компании «Драгон кэпитал».
Аналитики и участники рынка не отрицают его опыт в сфере недвижимости, но вызывает опасение, что до этого он вообще не имел отношения к работе нпф и совершенно не знаком с ее спецификой.
Ситуация в фонде уже вызвала панику среди его участников. Впервые за семь лет работы по итогам ноября фонд получил убыток. Чего при Макаренко не случалось ни разу.
Макаренко заявил, что перед увольнением на него давили, требуя перевести активы в облигации Минфина сроком до трех лет – по сути переориентировать его политику с вложений в экономику страны на спекулятивные операции. В прессе также приводились мнения экспертов, предполагавших, что вывод капитала НПФ НБУ из ряда украинских предприятий поможет заинтересованным лицам скупить эти предприятия задешево.
Пикантной подробностью ситуации является то, что главным посредником на вторичном рынке облигаций Минфина является компания «Инвестиционный капитал Украина». Именно оттуда на пост главы Нацбанка в июне пришла Валерия Гонтарева, после чего и началась история с «наездом» на НПФ НБУ. Конечно, никакого формального отношения к компании госпожа Гонтарева ныне не имеет. Как не имеет к этой ситуации никакого отношения то, что в период владения этой компанией госпожой Гонтаревой она была крупнейшим спекулянтом на рынке государственных ценных бумаг.