Взрослые люди довольно часто в уже осознанной жизни пользуются психологическими установками, сформированными в родительской семье, в своем детстве. Важно понимать, на каких уровнях передаются и принимаются родительские послания, потому что эти установки формируют ваше отношение к своим чувствам, телу, здоровью, ваше отношение к вам самим как к личности.
Об этом в блоге пишет психолог Вероника Крайнова.
По ее мнению, психологические установки, родительские послания дети могут воспринимать на вербальном уровне, с помощью слов. Здесь вы можете помнить конкретные ситуации и слова, которые говорили родители.
На уровне чувств — когда ребенок улавливает послание из того, как чувствует себя в отношениях с родителями. Конкретных стрессовых ситуаций вы можете не помнить. Это могут быть послания «не делай», «не сближайся», «не будь значимым».
На уровне тела — это младенческий период, и иногда перинатальный. Здесь всё помнит тело и бессознательное, сознательной памяти об этом периоде нет. И бывали в практике психологов случаи, что дети получали послание «не живи» …
Первый уровень осознать и понять достаточно легко — там есть конкретные события, которые вы помните. В этих событиях есть слова, с которыми вы можете соглашаться или не соглашаться, и которые можете переосмысливать.
Со вторым уровнем сложнее. Здесь ребенок ежедневно, год за годом, травмируется об отношения — не чувствует себя принятым, понятым, важным, не чувствует что ему безопасно и что он может быть самим собой. В то же время, это «ничего такого», «все так живут, а как же иначе», «меня не били, не насиловали, у меня было обычное хорошее детство».
Есть психологические техники, которые помогут лучше понять второй уровень родительских посланий. Это упражнение из книги Боба и Мэри Гулдинг «Психотерапия нового решения».
Итак. Если вы хотите и готовы узнать о себе больше, то выберите 10-15 минут для этого упражнения. Психолог предупредила, что открытия могут оказаться болезненными. И если вы сейчас в нестабильном психологическом состоянии, то лучше не делать это упражнение в одиночку без поддержки психолога.
Упражнение «Вы вбегаете в родительский дом». />Представьте, что Вы маленький ребенок. Вы видите дом, в котором жили в детстве. Ваша семья внутри, Вы снаружи. Вы собираетесь вбежать в дом, показать и рассказать своей семье, что Вы чувствуете.
- Вы упали и разодрали колено. Капелька крови стекает по ноге. Вы вбегаете в дом, всхлипывая от боли. Покажите и расскажите об этом своей семье. Посмотрите на выражение лица каждого. Что они чувствуют. Что говорят вам и друг другу. Что делают с вами, с коленом.
- Вы вбегаете в дом, плача. Вам очень горько и обидно, Вы только что потеряли мяч. (дальше — те же вопросы, что в п.1).
- Вы рассержены и кричите, захлебываясь от гнева. Большой мальчишка только что отнял у вас мяч.
- Вы вбегаете в дом и вы злитесь на маму — потому что она забыла положить Вам в портфель печенье
- Вы в страхе вбегаете в дом. Вам кажется, что во дворе за деревьями прячется огромный дикий зверь.
- Вы вбегаете в дом и говорите, что завидуете соседской девочке, потому что ей подарили новые прыгалки, и вы хотите такие же.
- Вы вбегаете в дом и шепчете родителям на ушко, что вам очень стыдно, потому что вы намочили штанишки и дети смеялись над вами.
- Вы вбегаете в дом, хохоча и смеясь. Вы счастливы, потому что получили пятерку за контрольную работу.
- Вы вбегаете в дом, счастливые и смеющиеся, не зная почему. Вам просто хорошо.
Техника позволяет понять, какое у вас сформировано отношение к своим чувствам и ощущениям, к своим телу и личности, уточнила психолог.
Ранее психолог рассказал, как обуздать свекровь.