В судебном процессе позиция КПУ основывается на положениях украинской Конституции и законодательства международно-правовой практики, которая направлена на то, чтобы доказать безосновательность иска Минюста и незаконного требования приостановить деятельность Компартии Украины.
Об этом на судебном процессе в Киевском апелляционном админсуде по апелляционной жалобе КПУ на решение суда первой инстанции относительно приостановления деятельности Компартии заявил лидер левых сил Украины Петр Симоненко.
«Высокий суд! Уважаемые судьи! Мы,наконец, пришли к тому этапу чрезвычайно длительного судебного процесса, когда практически завершается рассмотрение дела, к которому приковано внимание не только в нашем обществе, но и мировой, прежде всего европейской, общественности. Ведь на нем решается, будет ли дальше действовать легально в Украине оппозиционная политическая сила, которая была и является последовательным выразителем интересов десятков миллионов людей труда, предлагает альтернативный путь развития нашей страны — на основе социальной справедливости и подлинного народовластия,а также создание общества, в котором свободное развитие каждого должно быть условием свободного развития всех. Но ситуация гораздо серьезнее, потому что решение, которое вы примете, должно показать перед всем миром, во-первых, — стала ли Украина, которая провозгласила свою независимость, действительно демократическим, правовым государством, в котором реально обеспечиваются верховенство права, неукоснительное соблюдение законности, декларируемые в Конституции права и свободы человека и гражданин. Во-вторых — внедряются ли на самом деле в ее государственную практику стандарты европейской демократии, приверженность которым время от времени провозглашает украинская власть. В-третьих — есть ли в нашей стране действительно независимый, беспристрастный, объективный суд, способный противостоять административному давлению и сторонним влияниям», — отметил лидер левых сил Украины.
По словам П.Симоненко, на первый взгляд, дело, которое рассматривается, является простым: законом о так называемой «декоммунизации» запрещено употреблять название «коммунистическая партия» и пропагандировать (то есть использовать) ее символику. Именно на этом основании деятельность КПУ, согласно пункту 3 статьи 3 Закона Украины, «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики», должна быть прекращена, что и решил Окружной административный суд города Киева.
«Но не все так просто. И, думаю, не случайно это дело рассматривается в порядке административного судопроизводства уже около двух лет, в том числе в апелляционном суде — 12 месяцев. Наша сторона в судебном процессе последовательно, основываясь на положениях украинской Конституции, отечественном законодательстве, международно-правовой практике, фактических данных, пыталась в суде первой инстанции доказать беспочвенность иска Минюста, незаконность требования прекратить деятельность Коммунистической партии Украины. К сожалению, Окружной административный суд не прислушался к нашим доводам. Позвольте на этой стадии судебного процесса выложить и обосновать обобщенно принципиальную позицию Коммунистической партии Украины. Она заключается в том, что суд первой инстанции, рассматривая данное дело, столкнулся с ситуацией (она сегодня не уникальна, присущая только этому делу), когда закон, на основании которого Минюст потребовал прекратить деятельность нашей партии, очевидно не согласуется с Основным Законом государства — ее Конституцией. Между тем, согласно части второй статьи 8 Основного Закона, Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Коституции Украины и должны соответствовать ей. Как быть в ситуациях, подобных той, в которой оказались суды, рассматривая данное дело, четко и однозначно указал Верховный Суд Украины в постановлении Пленума номер 9 от 1 ноября 1996 года «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия». Как видим, самый высокий в государстве орган судебной власти однозначно отмечает, что суды должны применять только тот закон, который основывается на Конституции и не противоречит ей. Этим должен руководствоваться Окружной административный суд. По крайней мере, если судьям не хватило смелости и принципиальности, они могли обратиться в Конституционный суд Украины по решению сложившейся ситуации» — подчеркнул П.Симоненко.
Как заявил известный политик, закон о «декоммунизации» нарушает один из важнейших базовых принципов демократического конституционного строя — принцип политического и идеологического плюрализма (многообразия), декларируемый в частях первой и второй статьи 15 Основного Закона Украины.
«Конституционными предписаниями не предвидится возможность запрета любой идеологии (в том числе Коммунистической). Также и объединения граждан не могут быть запрещены путем принятия соответствующих законов только на основании того, что они исповедуют определенную идеологию. Более того, в части четвертой той же статьи 15 говорится, что «государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины»», — сказал П.Симоненко.
Лидер левых сил Украины заявил, что, согласно полученным из высших кабинетов указаний, министр юстиции Петренко еще летом 2014 инициировал иск в суд о прекращении деятельности Коммунистической партии.
«При этом он позволил себе необоснованные, бездоказательные публичные обвинения Компартии Украины в преступной деятельности. Так, 8 июля на пресс-конференции господин Петренко объявил Компартию преступной организацией, причастной к финансированию и вооружения сепаратистов в Крыму и на Донбассе. Но никаких доказательств не привел и не мог привести. Это прямое давление исполнительной власти на суд по принятию заказного решения, которое выгодно власти. Это унижение достоинства свыше 100 тыс. членов партии и более 3 млн избирателей, поддержавших нашу партию на выборах. Доказательств не было и их начали искусственно создавать и фабриковать по материалам интернета и сообщениями так называемых «активистов» в социальных сетях. В этом, высокий суд, Вы можете убедиться, ознакомившись с содержанием представления Министерства юстиции в суд. Против членов партии развернулись репрессии. Людей задерживали на основании грубо сфальсифицированных и нелепых обвинений. Так, по свидетельству господина Наливайченко, для обеспечения иска было возбуждено более 400 уголовных дел против активистов КПУ и сочувствующих. Высокий суд: возбуждено безосновательно — ни одно дело так и не было доведено до судебного разбирательств», — подчеркнул П.Симоненко.
По словам лидера левых сил, «именно поэтому издевательства над правосудием, выполнение заведомо преступных приказов и распоряжений обернулись катастрофическими последствиями».
«Очевидно, что СБУ и Прокуратура с участием суда пыталась выполнить заказ подтвердить преступный характер партии и оправдать неконституционность нашего запрета. Преследования коммунистов происходит во всех сферах, в том числе с недопущением использования нами средств массовой информации. Использование Министерством юстиции Украины норм законов о «декоммунизации» грубо нарушает права и свободы граждан нашего государства, которые объединены в другие — не коммунистические — партии и общественные организации. Мы видим, как на глазах разрушаются правовые основы и правовые институты, уничтожается государство. Нарушение законов и Конституции, давление на судебные органы стали обычным делом для Президента, Правительства, Верховной Рады. «Шедевром» законотворческой деятельности является принятие закона «под человека» — имею в виду грубо навязанный парламента (после почти 20-ти переголосований), закон, который позволил назначить генпрокурором без соответствующего образования и опыта работы. Верховная Рада ежедневно десятки раз грубо нарушает закон о Регламенте. А как понимать то, что после заседания так называемых «драконовских законов» от 16 января 2014 года, за принятие которых преследуют народных депутатов, в том числе коммунистов, постмайданная Верховной Радой были приняты подобные законы в еще более жестком варианте? Становится все более очевидным, что если бы судебная ветвь власти в стране была действительно независимой, то за публичные и необоснованные обвинения в адрес коммунистов, представителей других оппозиционных сил, угрозы в адрес судей, обыски, угрозы прибегнуть к так называемой люстрации к тем, кто рассматривает дело о запрет КПУ, Президент Порошенко, министр юстиции Петренко, другие чиновники, руководители спецслужб, в самом деле правовом государстве уже были бы не только на «политической пенсии», но и привлечены к уголовной ответственности. Беспрецедентный правовой нигилизм, грубое пренебрежение законами со стороны тех, кто должен обеспечивать правовой порядок в государстве, создали условия для безнаказанной деятельности бандформирований, которые под националистиченимы и нацистскими лозунгами совершают не только нападения на членов и сторонников КПУ, они поджигают партийные помещения, захватывают имущество, угрожают физической расправой судьям, срывают заседания и не дают привлекать к ответственности виновных. Ни один из этих бандитов не привлечен к ответственности. Зато члены Компартии по сфабрикованным делам преследуются властями», — сказал известный политик.
По словам П.Симоненко, беспристрастное и независимое ознакомления с содержанием закона дает все основания заявить, что закон противоречит конституционному принципу равенства граждан перед законом, создает дискриминацию по признаку политических и других (идеологических) убеждений. Политик добавил, что исправить этот политический нонсенс, по его мнению, должен именно Апелляционный суд. Кроме того, П. Симоненко напомнил, что ранее Европейский суд по правам человека принимал решение, согласно которому приостановление деятельности коммунистических партий является нарушением прав человека и основоположных демократических свобод.
«Именно поэтому Уполномоченный по правам человека и не появлялся — по сути, при попустительстве суда — в суд, игнорируя решение об обязательности участия в его заседаниях. Трудно понять, почему Высокий суд фактически смирился с этим. Далее грубо нарушен еще один из основополагающих конституционных принципов — недопустимость использования принятого закона для урегулирования правоотношений, которые имели место в прошлом, до вступления в силу упомянутыми законами или иными нормативными правовыми актами. Игнорировалась еще одна, очень важная конституционная норма, закрепленная в части третьей статьи 22 Основного Закона, а именно: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Грубым нарушением Основного Закона является решение Окружного административного суда о прекращении деятельности Коммунистической партии Украины. Украинская Конституция не предусматривает такой меры в отношении политических партий. Деятельность партии может быть запрещена только в судебном порядке при наличии оснований, четко и исчерпывающе указанных в статье 37 Основного Закона. В случае запрета Компартии мы используем все легальные возможности, вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека, для отмены антиконституционного решения», — резюмировал Петр Симоненко.