Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, заявляет о возможном срыве отопительного сезона 2017-2018 гг.
Об этом свидетельствует письмо НКРЭКУ к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, которое есть в распоряжении 112.ua.
Так, НКРЭКУ в своем письме отмечает, что критическая ситуация, сложившаяся с обеспечением природным газом объектов теплоэнергетики перед началом отопительного сезона 2017-2018 гг., возникла в связи с уклонением ПАК "Нафтогаз Украины" от надлежащего исполнения решения правительства (Положение о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.03.2017 № 187).
Так, в соответствии с нормами пунктов 3 и 12 Положения на ПАК "Нафтогаз Украины" возложена обязанность поставлять природный газ производителям тепловой энергии, при условии надлежащих расчетов таких потребителей.
Кроме того, в соответствии с Положением НАК "Нафтогаз Украины" определена поставщиком со специальными обязанностями для категории потребителей, которые являются производителями тепловой энергии. При этом Положение не устанавливает случаев, при которых НАК "Нафтогаз Украины" при определенных условиях имеет право отказать в заключении договора поставки природного газа.
Также Положение устанавливает, что при наличии задолженности и ненадлежащих расчетов производителя тепловой энергии за потребленный газ, НАК "Нафтогаз Украины" имеет право не поставлять газ потребителю-должнику. Однако, такое право должно реализовываться с соблюдением требований законодательства. В настоящее время НАК "Нафтогаз Украины" рассматривает отсутствие предусмотренных в Положении условий, при которых он осуществляет поставки газа производителям тепловой энергии, как право на нарушение требований других актов законодательства на рынке природного газа.
"Учитывая нормы Правил поставки и Положения, между поставщиком со специальными обязанностями и определенным кругом потребителей, обязательно должен быть заключен договор поставки природного газа, однако при наличии задолженности потребителя НАК "Нафтогаз Украины" должен действовать в соответствии с полномочиями любого поставщика на рынке газа в работе с потребителем-должником, в частности, прекратить (ограничить) газоснабжение, начислить штрафные санкции и тому подобное", — указано в письме.
Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины" при любых обстоятельствах не имеет права отказать потребителю, который является производителем тепловой энергии и подпадает под действие норм Положения, в заключении договора поставки природного газа.
Вместе с тем по информации, имеющейся в НКРЭКП, на сегодня существуют производители тепловой энергии, с которыми НАК "Нафтогаз Украины" не заключил договор поставки природного газа.
Новости по теме: Коболев не исключает продажу в 2020 на IPO 15% акций "Нафтогаза" за 10 млрд долл
В случае несанкционированного отбора газа потребителем весь соответствующий объем вносится в аллокации на соответствующего оператора газораспределительной системы, а по прямому потребителю — на оператора газотранспортной системы.
"Также следует отметить, что НАК "Нафтогаз Украины", как поставщик природного газа не инициирует мероприятия по прекращению поставки газа производителям тепловой энергии, которые являются ее должниками за природный газ, как это предусмотрено Правилами поставки, Порядком пообъектного прекращения газоснабжения", — заявляют в письме.
В НКРЭКУ отмечают, что по данным, установленным в ходе плановой проверки, в ПАК "Нафтогаз Украины" вообще отсутствуют договоры с операторами газораспределительных систем на услуги по прекращению поставки газа потребителям.
"Как следствие, через намеренное манипулирование НАК "Нафтогаз Украины" с номинациями весь потребленный объем природного газа производителями тепловой энергии, по которым отсутствовали (или отменены) номинации и не были обеспечены НАК "Нафтогаз Украины" соответствующие меры по прекращению газоснабжения, искусственно считался несанкционированным объемом, который по процедурам Кодекса ГТС (до вступления в силу постановления НКРЭКУ от 28.04.2017 № 615) был квалифицирован как несанкционированный отбор производителями тепловой энергии и отнесен на соответствующего оператора газораспределительных систем по правилам, установленным законодательством. В результате Оператор ГТС согласно нормам Кодекса ГТС выдвигал оператору газораспределительной системы требование об уплате такого объема газа с коэффициентом 1,2", — говорится в письме.