Теракты в Осло 22 июля разделили жизнь столицы Норвегии на «до» и «после» трагедии. Страна тяжело приходит в себя после перенесенного шока – в обществе еще царят подозрительность и опасение за будущее. Но по горькой иронии судьбы, именно зверская выходка Андерса Брейвика как никогда ранее сплотила норвежцев в целом спектре чувств – от ненависти к самому террористу до патриотизма и, выражаясь библейским языком, любви к ближнему. Своей главной цели – посеять в социуме семена раздора и паники – преступник явно не достиг.
Журналист Кнут Хюсебо живет в самом центре Осло – на улице Святого Олава. Его дом расположен в нескольких минутах ходьбы от правительственного квартала, где полторы недели назад в результате мощного взрыва погибли восемь и ранения получили десятки человек. Кнут был непосредственным свидетелем террористического акта, и, по собственному определению, лишь чудом не только избежал гибели, но и не получил даже царапины. «Все произошло настолько быстро и неожиданно, что, похоже, никто не успел ни испугаться, ни удивиться, — сказал Хюсебо в интервью агентству «ГолосUA». – В одно мгновение в воздух поднялся столб пламени, а оконные стекла министерского здания рассыпались на мириады осколков. Первое, что пришло в голову – это какой-то страшный сон или бред наяву, от которого необходимо как можно скорее очнуться».
Уже позднее Кнут, совершавший в момент взрыва ежедневную пешую прогулку к королевскому дворцу, скажет, что испытал настоящий шок и, если так можно выразиться, дикую злобу. Дескать, в столице одной из самых спокойных европейских стран произошло нечто, что раз и навсегда изменило жизнь как жителя Осло в частности, так и норвежцев в целом.
И это правда. Государственное норвежское телевидение продолжает рассказывать истории горожан, либо пострадавших в результате акций террориста-одиночки Андерса Брейвика в Осло и на острове Утойя, либо оказавшихся в самом центре событий. И практически все интервьюируемые говорят одно: Брейвику не удалось запугать соотечественников. «Один подонок надругался над нашей страной, нашим укладом жизни и попытался ввергнуть Норвегию в панику, — говорит двадцатилетняя Бригитт Ольмо, получившая легкое ранение на Утойе. – Но мы, и родившиеся здесь, и приезжие, лишь сплотились в своем стремлении противостоять злу».
Масштабы такой сплоченности говорят сами за себя – на поминальную церемонию к кафедральному собору и королевскому дворцу в Осло пришли около 150 тысяч человек; это притом, что все население норвежской столицы едва превышает 500 тысяч. Ежедневно представители местных общественных организаций и политических партий выступают с заявлениями, в которых утверждают, что последователей Брейвика в Норвегии не может быть физически, поскольку страна слишком долго шла к развитой демократии.
«Норвегия стала настоящим домом для беженцев из десятков государств, — сказал агентству «ГолосUA” активист исламской общины Осло Мохаммед ас-Садж. – Тот факт, что этот недочеловек (Андерс Брейвик. – Авт.) призывал убивать нехристиан, а в итоге начал расстреливать своих единоверцев, говорит о серьезных нарушениях в его психике. Однако, его ужасный поступок не стал причиной раздора среди норвежцев. Наоборот, в так называемые «мусульманские» городские кварталы сегодня приходят целые церковные делегации христиан со словами поддержки, а мы, в свою очередь, выражаем солидарность с ними». И блоговые записи Брейвика, где он угрожает «террором арийских солдат» на этом фоне звучат если не безумно, то уж, по меньшей мере, глупо, подчеркивает собеседник агентства.
Тем не менее, норвежское правительство от усиленных мер безопасности, введенных в стране после июльских терактов, отказываться не собирается. Согласно официальной информации, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг распорядился создать специальную комиссию, которой предстоит не только тщательно расследовать причины и обстоятельства совершенного теракта, но и проверить, нет ли у Брейвика потенциальных ближайших сторонников и последователей.
По некоторым данным, функция по выявлению возможных экстремистов возложена на правоохранителей, которые фактически уже расширили свои полномочия. Так, на вокзалах, пристанях и в аэропортах увеличено число патрульных полицейских, а багаж прибывающих пассажиров проходит тщательный досмотр. Кроме того, на улицах Осло, Бергена, Тронхейма и других крупных городов Норвегии введена система выборочной проверки документов. Кроме того, с прилавков книжных магазинов уже убраны издания националистического содержания, а крупные компании изымают из продажи «игры-стрелялки».
Следует особенно отметить, что активисты правых партий Северной Европы, на которые Брейвик ссылался в своем блоге, поспешили откреститься от «норвежского террориста». С осуждением его действий выступили Датская народная партия, Демократическая партия Швеции и движение «Настоящие финны», ранее выступавшие за изгнание из Скандинавии иммигрантов и мусульман.
«Взрыв в Осло и события на острове Утойя нанесли существенный удар по национальной идее, — написал в своем интернет-дневнике заместитель лидера «Настоящих финнов» Райво Илмари. – Это, по меньшей мере, отвратительно, и преступник должен понести заслуженное наказание, вплоть до пожизненной изоляции. Суд над Брейвиком должен быть показательным, дабы «норвежский синдром» не проявился в каком-нибудь другом относительно благополучном европейском государстве».
Новое судебное слушание по делу Брейвика, жертвами двойного теракта которого стали 77 человек, назначено на начало октября нынешнего года. Сейчас обвиняемый, сознавшийся в совершении преступления, но не раскаявшийся в нем, находится в одиночной камере. Он лишен возможности общения с другими заключенными и не получает почты. Кстати, последняя мера применена в интересах самого террориста – на его адрес приходят тысячи писем с угрозами физической расправы. Норвежцы демонстрируют впечатляющий пример единодушия.