Новый закон о госслужбе ограничивает возможность эффективного подбора кадров.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований Светлана Ковалевская.
«Из новаций закона -это установление исключительно конкурсной процедуры назначения на все должности государственной службы, включая управленческие должности, кроме политических. Также это внедрение механизмов объективного отбора кадров и их продвижения по службе исключительно на основе профессиональных достижений и заслуг и установление законодательных требований к квалификации претендентов на должности государственной службы. На этапе анализа законопроекта Институт общественно-экономических исследований неоднократно привлекал внимание к возможным рискам предлагаемых законодателями норм, в том числе, давал конкретные предложения в виде поправок к законопроекту. Радует, что часть этих предложений все же была учтена, и среди них такой важный риск, как возможность совмещения работы госслужащего в частном секторе. Но остальные, по-прежнему вносят негативный вклад в реформу», — сказала С.Ковалевская.
По словам эксперта, среди них — создание целого пласта работников, не относящихся к категории госслужбы – это патронат, обслуживающий персонал, помощники депутатов.
«Все эти лица, имея доступ к служебной информации и существенное влияние на процессы принятия решения без особых обязательств и требований к работе и квалификации, несут в себе комплекс рисков. От коррупционных до банального бездействия, последствия которых в масштабе страны могут быть существенными. Также негативный фактор – это недостаточный уровень материального и социального обеспечения госслужащего при одночастном установлении пенсионного обеспечения на общих принципах трудового законодательства. В целом это не создает стимулов для поощрения эффективной и не коррумпированной деятельности, не обеспечивает основу для привлечения профессионалов высокого уровня из частного сектора, а также не позволяет уменьшить текучесть кадров на госслужбе. Негативно оценивается и отсутствие условий перезапуска службы, например, такой предпосылки, как проведение реструктуризации органов власти, сокращения/увеличения численности персонала, а также создания новых органов власти. Не хватает комплексного функционального анализа всей системы органов власти и каждого ее элемента в отдельности, в привязке к целям и задачам государственной политики, обозначенным в программных документах развития и реформирования соответствующих сфер социально-экономической деятельности», — подчеркнула С.Ковалевская.
Представитель Института общественно-экономических исследований добавила, что, по сути, переходной период, установленный законопроектом (2 года), не защищает руководителей от бессмысленных тотальных обновлений работников.
«При этом, учитывая установленный уровень заработной платы, новые служащие могут иметь, по сути, такой же низкий квалификационный уровень, но не иметь опыта государственного управления. В результате государство будет тратить дополнительные средства на повышение квалификации возможно ненужных в будущем служащих.Для экономики страны в целом такие изменения могут нести высокие риски, поскольку госслужба имеет прямую связь с эффективностью перераспределения ВВП через публичный сектор экономики, то есть другими словами — эффективности распоряжения средствами налогоплательщиков и привлеченным государством займов. Именно в одну из важнейших функций госчиновников входит формирование и реализация государственной экономической и бюджетной политики, то есть определение источников доходной части бюджетов и направление этих средств на обеспечение стратегических приоритетов развития», — сказала С.Ковалевская.
Также эксперт Института общественно-экономических исследований отметила, что требование свободного владения украинским языком и уровнями образования является своего рода сужением конституционных прав граждан, которые имеют право равного доступа к госслужбе.
«В целом, установленная норма рациональна для более эффективной работы служащих и привлечении квалифицированного персонала. Но в законе не должны быть заложены противоречия, иначе это основа для неоднозначного трактования и последующих судебных разбирательств. Законодательство Украины, регулирующее языковую политику, состоит из Конституции Украины, Декларации прав национальностей Украины, законов Украины «Про основы государственного языковой политики», "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств", "О национальных меньшинствах", "О ратификации Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств" и других законов Украины, а также международных договоров, регулирующих вопросы использования языков», — сказала С.Ковалевская.
По словам эксперта, в соответствии со статьей 10 Конституции, в Украине государственным языком является украинский язык, при этом гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. А статья 38 основного закона гласит, что граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. А, когда мы посмотрим на новый закон о государственной службе, то увидим там новое определение государственного языка как украинского, которому «Конституцией Украины предоставлен статус языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении должностных обязанностей, а также языка делопроизводства и документации этих органов и должностных лиц.» Однако, действующая Конституция Украины такого статуса украинскому языку не предоставляет. Кроме того, определение государственного языка, не соответствует одноименному термину в статье 1 Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», терминологии этого Закона, другим его положениям. Таким образом, закон о госслужбе в части установленного статуса государственного языка противоречит Конституции Украины и другим законам Украины о языках», — прокомментировала С.Ковалевская.
Представитель Института общественно-экономических исследований, резюмируя, отметила: «Что касается уровней образования для определенных категорий должностей, то тут следует учесть реалии нашего образования и историю его становления, когда имеют место случаи, в которых часто специалист-инженер с учетом многолетнего опыта работы в экономической сфере деятельности имеет больше знаний, а главное опыта, чем дипломированный экономист-магистр. Новый закон ограничивает возможность применения индивидуального подхода при отборе персонала".